УДК 378.02:37.016
Св-во о регистрации №17311
Коваленко Борис Борисович
Институциональная экономика: Электронный курс:. - СПб., СПбАУЭ 2010.
Использование классических и неоклассических принципов экономических исследований не дают полного представления об особенностях современной экономики. Поэтому возникла необходимость в использовании относительно новых научных подходов к объяснению экономических процессов и явлений. Электронный курс «Институциональная экономика» посвящен описанию методов и инструментов новой институциональной экономической теории, которая находится лишь в начале своей эволюции. Материалы электронного курса помогут изучить предпосылки и особенности институционального анализа, увидеть отличия рыночных и нерыночных форм координации и межфирменного взаимодействия субъектов хозяйствования, понять признаки и функции институтов, институциональные основы функционирования организаций и государства.
Курс предназначен для преподавателей, студентов, аспирантов, слушателей института повышения квалификации, всем, кто изучает проблемы современной экономической теории.
© И.О. Коваленко Б.Б., 2010.
© Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2010.
АННОТАЦИЯ
Использование классических и неоклассических принципов экономических исследований не дают полного представления об особенностях современной экономики. Поэтому возникла необходимость в использовании относительно новых научных подходов к объяснению экономических процессов и явлений. Электронный курс «Институциональная экономика» посвящен описанию методов и инструментов новой институциональной экономической теории, которая находится лишь в начале своей эволюции. Материалы электронного курса помогут изучить предпосылки и особенности институционального анализа, увидеть отличия рыночных и нерыночных форм координации и межфирменного взаимодействия субъектов хозяйствования, понять признаки и функции институтов, институциональные основы функционирования организаций и государства.
Электронный курс будет интересен не только преподавателям, студентам, аспирантам, слушателям института повышения квалификации, но и всем, кто изучает проблемы современной экономической теории.
Санкт-Петербургская академия управления и экономики
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
"Институциональная экономика"
Коваленко Борис Борисович
Санкт-Петербург
2010 г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины является изучение предпосылок и особенностей институционального направления экономических исследований, осознание роли и значения экономических институтов в современной экономике, постижение отличий рыночных и нерыночных форм координации и межфирменного взаимодействия субъектов хозяйствования, освоение институциональных основ функционирования организаций и государства.
Задачи обучения:
овладеть методологическими принципами институционального анализа;
постичь институциональные предпосылки развития рыночной системы хозяйствования;
изучить институциональные основы становления и функционирования фирм;
освоить базовые черты институциональной природы функций государства.
В результате обучения обучаемые должны:
Знать:
важнейшие этапы истории развития институционального направления экономической науки;
классические и современные трактовки понятий «институт» и «институциональная среда»;
значение норм и правил поведения экономических агентов;
институциональное определение понятий «трансакция» и «трансакционные издержки»;
классификацию трансакционных издержек и факторы определяющие их уровень;
особенности института собственности для функционирования экономических агентов;
современные особенности системы научных представлений об институте рынка;
принципиальные отличия рыночных и нерыночных форм координации;
модели поведения фирм в условиях смешанной экономики;
признаки, структуру и типологию фирм;
институциональную роль государства;
механизм институциональных изменений.
Уметь:
разделять издержки трансформации производственных ресурсов и трансакционные издержки;
систематизировать трансакционные издержки и определять их величину и динамику;
сравнивать уровни трансакционных издержек при рыночной и нерыночной координации;
принимать решение о необходимости перехода от рыночного к нерыночному способу координации;
расставлять приоритеты при определении влияния различных факторов на уровень трансакционных издержек;
использовать на практике выводы из анализа основных положений различных институциональных теорий.
Иметь представление:
о методологических особенностях институциональной исследовательской программы;
о системе научных представлений об институтах рыночной системы хозяйствования;
о принципах функционирования и моделях поведения фирм в смешанной экономике;
об институциональной природе государства и его роли в институциональных изменениях.