Основой деловых отношенийявляется деловое общение, это наиболее распространенный вид социального общения. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика. Более 70% времени деловой человек тратит на общение с партнерами, своими сотрудниками. Поэтому от того, насколько грамотно построено это общение, зависит многое: результативность переговоров, степень взаимопонимания с окружающими, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими организациями и государственными органами и прочее.
Характерной чертой делового общения является то, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении (неформальном) чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
В структуре общения выделяют единство трех взаимосвязанных сторон:
- коммуникативной - заключается в обмене информацией между общаю- щимися индивидами;
- интерактивной - состоит в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);
- перцептивной - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. [3]
Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Деловое общение выполняет ряд функций:
1. социальные функции:
а) организация совместной деятельности;
б) управление поведением и деятельностью;
в) обмен сообщениями, мнениями, замыслами и решениями.
2. психологические функции:
а) удовлетворение потребности в общении.
б) функция самоутверждения.
Особенности делового общения:
- партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта, а не как объект;
- субъектов общения отличает хорошее взаимопонимание в вопросах, касающихся дела;
- основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.