Понятие, структура и функции общения

Основой деловых отношенийявляется деловое общение, это наиболее распространенный вид социального общения. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Компетентность в сфере де­лового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика. Более 70% времени деловой человек тратит на общение с партнерами, своими сотрудниками. Поэтому от того, насколько грамотно построено это общение, зависит многое: результативность переговоров, степень взаимопонимания с окружающими, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими организациями и государственными органами и прочее.

Характерной чертой делового общения является то, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении (неформальном) чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

В структуре общения выделяют единство трех взаимосвязанных сторон:

- коммуникативной - заключается в обмене информацией между общаю- щимися индивидами;

- интерактивной - состоит в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);

- перцептивной - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. [3]

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Деловое общение выполняет ряд функций:

1. социальные функции:

а) организация совместной деятельности;

б) управление поведением и деятельностью;

в) обмен сообщениями, мнениями, замыслами и решениями.

2. психологические функции:

а) удовлетворение потребности в общении.

б) функция самоутверждения.

Особенности делового общения:

- партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта, а не как объект;

- субъектов общения отличает хорошее взаимопонимание в вопросах, касающихся дела;

- основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: