Заключение. Профессиональная этика и профессиональная мораль в сфере бизнеса

Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.Интеллигентность – это терпимое отношение к миру и к людям.В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Профессиональная этика и профессиональная мораль. Профессиональная этика занимается урегулированием нравственных отношений людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности. Каждая профессиональная этика изучает применение общих норм морали в специфических условиях данной профессиональной деятельности, но она не создает особой морали для данной профессии.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI–ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, зародилась в рамках конкретных видов деятельности, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения.

Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение. Отмечается взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Основными видами профессиональной этики являются врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика делового человека и др. Каждый вид профессиональной этики имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали, что в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Этика сферы бизнеса. Особым проявлением профессио­нальной этики выступает деловая этика. Часто, как идентич­ные, употребляются понятия «экономическая этика», «предпри­нимательская этика», «этика бизнеса», «этика рынка» и др. Поэтому понятия «деловой человек» и «предприниматель», «биз­несмен» мы будем использовать как тождественные.

Специфика деловой этики обусловлена потребностью регули­рования и организации экономической деятельности людей, которая связана, во-первых, с выполнением конкретных произ­водственных функций; во-вторых, с технологическим процес­сом; в-третьих, с необходимостью достижения конкретных ре­зультатов труда. Рынок – это локальная социальная система, которая должна быть рационально осмыслена с позиции морали.

Проблема соотношения экономики и нравственности – древняя проблема. Еще Аристотель, разрабатывая свою систему этики в этом аспекте, советовал заниматься только производством благ. Данная проблема волновала и средневековых теологов, однако они утверждали, что «делание денег», накопительство, богатство подлежат моральному осуждению: деньги – это от дьявола. Фор­мирование новых экономических отношений в Европе в XVI в. – капитализма, эпохи промышленников – тесно связано с воз­никновением протестантизма. Отрицая средневековые установки, протестантизм сделал возможным формирование этики биз­неса в результате морального освящения стремления к прибы­ли. Стремление к прибыли и к Богу стали не только совмести­мыми, но и взаимообусловливающими. А вознаграждение фи­нансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Идея о том, что нравственные люди непременно будут удач­ливы в предпринимательстве, а хорошие дельцы – непременно хорошие в этическом отношении, составила важное измерение сложившейся при капитализме экономической ситуации.

Западная модель экономических отношений в настоящее время базируется на утверждении, что хорошая этика означает хоро­ший бизнес, т. е. соблюдение определенных моральных норм снижает степень предпринимательского риска. Девизом евро­пейского бизнеса является высказывание: «частная собственность должна быть честной». Честность и справедливость – наиболее общие моральные установки цивилизованных деловых отноше­ний. Однако в каждом обществе в конкретную эпоху эти прин­ципы приобретают свои специфические очертания. В наших ус­ловиях на современном этапе актуальна задача формулировки норм цивилизованного предпринимательства.

Нормы цивилизованных деловых отношений – это признанный обязательным в деловой среде порядок ведения дел, соответству­ющий общечеловеческой морали и получивший общественное признание. Включает в себя стандарты предпринимательской деятельности и стереотипы делового человека. Стандарты предпринимательской деятельности представляют собой образцы поведения предприни­мателя в деловой инфраструктуре, которым он должен соответ­ствовать в морально-профессиональном аспекте.

Специалисты по менеджменту отмечают, что цивилизован­ный предприниматель должен:

– быть убежден в полезности своего труда для общества;

– уважать собственность и государство;

– уважать личность;

– уважать труд других людей;

– уважать профессионализм;

– ценить образование, науку и технику;

– внимательно, заинтересованно относиться к инновационным процессам;

– соблюдать требования технической и экологической безо­пасности.

Перечисленные факторы относятся к стандартам предприни­мательской деятельности.

Стереотипы делового человека – это совокупность про­фессиональных, нравственных, психологических, физических качеств личности. На данном этапе стереотип делового человека должен включать следующие элементы:

– доходный бизнес;

– удачную карьеру;

– определенную репутацию в деловом мире;

– собственный имидж;

– высокий образовательный уровень;

– хорошую физическую форму и отсутствие вредных привы­чек;

– добропорядочность и ответственность в семейных и рабо­чих отношениях;

– моральную устойчивость;

– владение деловым этикетом.

Несоответствие данным параметрам формирует антистерео­тип делового человека, который отрицательным образом отра­жается на общественном мнении об институте бизнеса (предпри­нимательства), в целом – стимулирует негативное отношение к рыночным процессам. Такая ситуация, в частности, сложилась в России. Сам по себе достаток не является аморальным фак­том. Аморальны по своей сути способы его получения и размещения. Безнравственность заключается в излишествах, манер­ности, превращении накопительства в самоцель.

По мнению некоторых исследователей, ущербным отечествен­ный бизнес сегодня делает ряд факторов: отсутствие у предпри­нимателей привычки и традиции обслуживать, нацеленность на получение почти мгновенной личной выгоды и прибыли, стрем­ление к ограничению конкуренции, агрессивность, нездоровое желание унизить других, фактическое отсутствие имиджа ци­вилизованного делового человека, что проявляется в манерах поведения, стиле мышления.

Общие формы нарушения норм цивилизованного предприни­мательства. Любая экономическая деятельность имеет опреде­ленную инфраструктуру, особый характер связей, отношений людей. Предприниматель может выступать в качестве руково­дителя фирмы, представителя фирмы, специалиста. Нарушение нравственных норм может иметь место в любом из этих звеньев. Наиболее общая классификация иллюстрирует нарушения в от­ношении:

1) общества и государства:

– несоблюдение налогового законодательства;

– нанесение ущерба государству и его собственности;

– использование коррупции государственного аппарата, слу­жебного положения и личных связей в корыстных целях;

– нанесение ущерба окружающей среде;

2) деловой инфраструктуры:

– информационный обман;

– коммерческое воровство;

– фальсификация документов;

– фиктивные операции;

– взяточничество;

– «грязная» конкурентная борьба;

– нецелевое использование государственных или обществен­ных средств;

3) потребителей товаров и услуг:

– нарушение прав потребителей (потребитель имеет право получить полную истинную информацию о товаре или услуге; свидетельство, характеризующее вид, форму и параметры това­ра или услуги, чек, квитанцию, договор, сертификат и т. п.; квалифицированное, вежливое обслуживание);

– нанесение материального (морального) ущерба (продажа заведомо некачественного, несоответствующего стандартам товара или услуги; недобросовестная, не соответствующая действи­тельности реклама);

– причинение вреда здоровью (несоблюдение условий прода­жи товара или услуги, несоответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности).

Управленческая этика. Нормы всегда являются средством реализации принципов, иде­ологии, т. е. любая нормативная система отражает определенные взгляды какой-то группы людей. Качество этических норм, дей­ствующих в коллективе, должно стать предметом постоянной за­боты кадровой службы. Если в коллективе получат широкое рас­пространение аморальные нормы, то организация не сможет су­ществовать долго, а тем более эффективно. Во-первых, ее авторитет у других организаций и государственных органов будет постоянно снижаться, во-вторых, будут нарастать конфликты внут­ри организации.

Качество этических норм в деятельности организации во мно­гом зависит от руководителя, его авторитета. Авторитет руково­дителя – это личное влияние человека на коллектив, кото­рое он приобретает своим трудом, профессиональными знани­ями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке, и строятся его отношения с подчиненными, определяющие его авторитет.

На авторитет руководителя оказывает сильное влияние нали­чие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: демократизм обще­ния руководителя с подчиненными, его доступность, вниматель­ность, умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежли­вость и корректность в обращении, точность и ответственное от­ношение к данному слову. Немаловажное значение имеют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в ма­нере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответ­ствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы служебной этики смогут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.

Культура речи среди правил общения с людьми играет особую роль. Она предполагает навыки и умение правильно сформулиро­вать свои мысли, оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, жестов, мимики. Речь несвязная, невыразительная, содержащая «штампы», не способствует высокой эффективности общения, не убеждает людей, не запоминается. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие.

Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого нужно быть эрудирован­ным человеком, умеющим убеждать, размышлять, анализиро­вать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

Многочисленные литературные источники, практика ученых, социологов, психологов показывают, что при общении с людьми руководителю желательно придерживаться следующих правил:

• необходимо проявлять интерес к людям, быть внимательным к ним;

• нужно уметь давать указания своим подчиненным;

• нужно стараться запомнить имена подчиненных;

• в служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника, инициати­ву и творческий подход к делу;

• нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить себя на место осуждаемых;

• нужно уметь приветствовать людей;

• нужно уметь слушать людей.

Умение разбираться в людях – одно из важных качеств силь­ного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управ­ляет. Чтобы ближе их знать, необходимо изучить личные дела в отделе кадров. Но это лишь малая доля того, что требуется знать руководителю о людях, так как документы не могут дать полного представления об интеллектуально-психологических способностях и личностных качествах подчиненных. Руководи­телю нужно знать о них все, что может повлиять на процесс их работы и ее результаты. Большое значение в деятельности лю­бого руководителя имеет умение убеждать, т. е. добиваться же­лаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей.

Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других – это распределить между ними конкретные задания. От организаторских способностей руководителя зависит эф­фективность работы подчиненного ему подразделения и соот­ветственно качество работы самого руководителя. Если кол­лектив работает хорошо и качество его работы улучшается, то можно сделать вывод, что он работает под началом хороше­го руководителя, который должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Но при этом не следует забывать, что ответственность за плохо выполненную или невыполнен­ную работу несет руководитель данного подразделения как единоначальник.

Эффективность организации работы обеспечивается, когда руко­водитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от под­чиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты и доложены, а также в какие сроки. Исходя из этого, он должен орга­низовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной явля­ется главной предпосылкой эффективной организации труда.

В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель должен являться примером для подчиненных со­трудников (как, впрочем, и для сотрудников других подразде­лений, с которыми связан вверенный руководителю отдел, а также для внешних деловых партнеров).

Необходимо отметить что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:

• организатор трудового процесса;

• специалист, компетентный в решении задач вверенного под­разделения;

• человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.

Залогом планомерной и без нежелательных конфликтов рабо­ты того или иного подразделения служат способности и желание руководителя выполнять общие функции управления. К ним относятся: планирование, организация, стимулирование, регули­рование, контроль.

Неотъемлемой составной частью указанных функций управле­ния является выполнение руководителем задач координационно­го характера:

• представительской, т. е. функции представления и защиты интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителя­ми и т. п.);

• мотивационной, т. е. функции проведения в подразделении эффективной мотивационной политики, распределения ра­бот между сотрудниками с учетом их интересов, проявления способности увлечь коллектив решением стоящих перед подразделением проблем и т. п.;

• консультативной, т. е. функции по обеспечению необходи­мой помощи подчиненным в решении задач, причем эта по­мощь должна выразиться в конкретных профессиональных консультациях, подкрепленных искренним желанием руко­водителя содействовать сотрудникам.

По опыту многих зарубежных и отечественных организаций выполнение руководителем указанных выше общих функций включается в систему его оценки. Тем самым качество исполне­ния и готовность руководителя к подобным задачам влияют на его официальный рейтинг и неформальный авторитет.

Качественное выполнение указанных общих и координацион­ных функций немыслимо без владения руководителем широ­кими и основательными знаниями в области своей професси­ональной деятельности. Кроме того, для поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллекти­ве руководителю необходимы юридические знания по трудовым отношениям. Знать их основы, своевременно обращаться к соот­ветствующим справочникам или специалистам-консультантам – важное условие эффективного личного примера руководителя.

Перечисленные выше качества характеризуют руководителя как хорошего организатора трудового процесса и компетентно­го специалиста в своей области. Наличия этих качеств еще недо­статочно для того, чтобы руководитель личным примером спо­собствовал предупреждению и преодолению конфликтов и стрес­сов в коллективе. Ему, как уже указывалось, надлежит соблюсти еще одно условие, связанное с тем, чтобы подчиненные видели в нем человека высокой культуры поведения, владеющего знания­ми и навыками в области этики деловых отношений.

Несомненно также, что любой руководитель должен быть до некоторой степени психологом. Это предполагает определенную сумму знаний, на которой основываются навыки поведения ру­ководителя по отношению к подчиненным. Такого рода знания обычно включают представления об основных закономерностях межличностных отношений, проявляющихся в процессе управ­ленческой деятельности.

Руководителю следует знать и понимать, что разные люди – будь то один человек или группа – в разное время могут реагиро­вать совершенно по-разному на одинаковые воздействия, кото­рые выражаются посредством указаний, приказов, просьб, наставлений и т. п. Часто это происходит от того, что руководи­тель может избрать способ воздействия на сотрудников, не соот­ветствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчи­ненные выбирают в качестве средств защиты любые способы, которые могут оградить их собственное достоинство и самоува­жение.

Другими словами, руководитель должен четко представлять себе, что в сфере управленческой деятельности проявляет себя объективная зависимость восприятия людьми внешних воздей­ствий от различий их социально-психологических характеристик, т. е. мотиваций поведения, способностей и свойств.

Следует подчеркнуть, что ущемление чувства собственного достоинства, самоуважения и личного статуса человека – пря­мой путь к конфликтам и стрессам. Это, в частности, требует, чтобы в ряде случаев руководитель в корректной и ненавяз­чивой форме давал разъяснения своим сотрудникам по поводу того, что лежит в основе его письменных и устных указа­ний, наставлений и просьб.

Руководитель должен знать и постоянно помнить о том, что любой человек включен в систему общественных связей и отно­шений, а потому является их выражением и отражением. Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности, т. е. в любой момент времени участник производственного процесса может находиться на разных уровнях интеллектуального, эмоци­онального, физического, мотивационного и социального состояния и развития. Отсюда следует, что ни одна оценка со стороны руко­водителя результатов деятельности, профессионального поведения и личностных качеств сотрудников не может быть окончательной, поскольку любой человек находится в развитии, меняет проявле­ния своих способностей и свойств. Окончательность и стереотип­ность оценок руководителя, игнорирующие психологическую не­адекватность отображения человека человеком, как правило, ве­дут к возникновению напряженной социально-психологической атмосферы.

Кроме того, руководителю следует четко помнить, что в про­цессе управленческой деятельности находит свое проявление зако­номерность искажения смысла информации. Язык, на котором пе­редается управленческая информация, является естественным язы­ком, понятийный состав которого обладает возможностями различного толкования одного и того же сообщения. При этом люди, участвующие в процессе передачи и обработки информа­ции, могут различаться по интеллекту, образованию, физическо­му и эмоциональному состоянию, что сказывается на понимании тех или иных сообщений. Четкость и однозначность трактовок, необходимые пояснения, передача указаний без посредников, контроль восприятия информации помогут руководителю из­бежать обострения отношений между участниками информа­ционного процесса.

Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, общим уровнем образования и воспита­ния. Общечеловеческие нормы и правила поведения, универ­сальные основы этики и морали действуют и находят свое про­явление как в производственной, так и в бытовой сферах жиз­ни. Однако профессиональное поведение руководителя требует от него определенных специфических знаний и навыков, которые во многих случаях позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессовой ситуации во взаимоотношениях с подчи­ненными сотрудниками. Этика деловых отношений предполагает, что руководитель владеет следующим инструментарием.

Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками использо­вания указанных способов на практике.

Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотруд­никами – создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника, спо­собность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы – это прямой путь к его участию в выявлении, пре­дотвращении и разрешении сложных ситуаций, ведущих к ухудше­нию социально-психологического климата. Умение руководителя создать доброжелательную и конструк­тивную обстановку во время беседы – качество, которое способ­ствует тому, что подчиненные сотрудники не будут замалчивать свои проблемы, а будут стремиться решить их вместе со своим руководителем. Более того, руководитель должен поощрять подобные обращения сотрудников. При возникновении призна­ков конфликтной ситуации, появлении у кого-либо из членов коллектива черт поведения, характерных для стресса, руководи­тель может, а при определенных условиях обязан лично вмешать­ся в ситуацию путем проведения беседы. Личное участие руко­водителя в решении деловых и морально-психологических про­блем сотрудников не должно носить эпизодического характера. Практика проведения бесед эффективна в том случае, если она отличается периодичностью (даже вне зависимости от того, на­зрели острые проблемы или нет).

В-третьих, руководитель должен владеть навыками прове­дения критического разбора деятельности подчиненных со­трудников. Невыполнение им правил критики, выработанных многолетним опытом общения людей, является распространен­ной ошибкой, ведущей к обострению отношений в коллекти­ве. Критиковать сотрудников – объективная необходимость в работе любого руководителя. Но при этом он должен пока­зывать личный пример корректного, конструктивного отноше­ния к ситуации, не допускать ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого сотрудника. Исходя из этого, руководителю не следует критиковать кого-либо в присутствии третьих лиц, начинать разговор непосред­ственно с критики, подвергать разбору личные качества, а не действия сотрудника.

В-четвертых, от руководителя требуется умение сочетать де­ловую активность с полноценным отдыхом, искать удовольствие в работе, вместе с подчиненными радоваться успехам и огорчать­ся неудачам, снимать психофизиологическое перенапряжение, прерывать положительными эмоциями цепь стрессовых состоя­ний. Обеспечение хорошего отдыха сотрудников, включая раци­ональное использование свободного времени, поддержание их здоровья, т. е. состояния полного физического, духовного и со­циального благополучия – предмет первостепенной заботы ру­ководителя. Это поднимает деловой настрой людей, увеличива­ет их энергию, повышает жизненный тонус и в конечном счете помогает преодолевать напряженность во взаимоотношениях.

Очевидно, что хороший руководитель служит для сотруд­ников примером высокопрофессионального поведения, пло­хой, напротив, является наглядным свидетельством того, как не надо руководить. Столь же несомненно, что руководитель участвует в управлении социально-психологическим климатом не только своими профессиональными действиями, но и сло­вом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, личным «магнетизмом». Таким образом, нормы и принципы поведения руководителя базируются на основных правилах этики делового общения.

Деловой этикет. Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство. Совесть – моральное осознание человеком своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности.

Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг. Долг – это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несет ответственность перед другими людьми и перед самим собой.

Честь обязывает человека добросовестно выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим и т. д.

Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.

Благородство – это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества. Благородство предполагает тайное самопожертвование и помощь, которые не требуют огласки и благодарности.

Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению: вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.

Вежливость – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. Суть вежливости – доброжелательность. Вежливость может проявляться по-разному. Существует несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Корректность – несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях, в том числе и конфликтных. Проявлять корректность – значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению.

Учтивость – вежливость почтительная, проявляемая обычно к старшим. Уважение к родителям входит в любой свод писаных и неписаных правил от Ромула до наших дней. Соблюдаются обычаи и традиции народа почитать старших, любить родителей, уважать женщину.

Любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому человеку.

Деликатность – это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.

Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность. Чувство такта – это, прежде всего, чувство меры, чувство границы в общении, превысив которые можно обидеть человека или поставить его в неловкое положение. Тактичный человек не сделает замечания кому-либо в присутствии других людей, не унизит человеческое достоинство. Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы.

Точность – это моральная норма. Нарушение ее в общественной жизни, деловой сфере приводит к невыполнению контракта, срыву важного задания и др.

В деловом мире считают, что нельзя положиться на того, кто опаздывает. Нужно уметь ценить свое время, не бросать слов на ветер. «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей», – говорил французский король Людовик ХVIII.

Скромность является проявлением высокой этической культуры. Она означает сдержанность в оценках, не бравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью, способнее, умнее других, не требует для себя никаких привилегий. Дейл Карнеги утверждает: «Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы образован он ни был».

Вежливый человек предупредителен.

Предупредительность – это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Предупредительный человек первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.

Общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности, лежат в основе коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. Известно, что общение людей является способом их жизнедеятельности, моральное общение – специфическая форма этой связи. В этом общении проявляются моральные качества личности. Являясь элементом материальной практики, его можно разделить на два вида: собственно сфера моральных отношений и сфера социально-экономических, политических, национальных, трудовых, семейных и других отношений. При втором виде нравственного общения важны результаты определенных действий субъекта в различных сферах деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность их результатами. Обратите внимание, данное общение – есть единство нравственного сознания и поведения.


1 ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ» 1.1. Предмет этики как науки Этика (лthicб от ?thos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и нормповедения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изученияэтики является мораль. Мораль – это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носитдобровольный характер. Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos».Смысл обоих слов – нрав, обычай*. В отличие от простого обычая или традиции*, нравственныенормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формамидуховного воздействия (например, одобрения или осуждения). Свойство морали требоватьопределенного поведения называется императивностью*. Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящиенормы, принципы, идеалы. «Отцом» античной этики является Сократ*. Он абсолютизирует мораль, считая ее основойдостойной жизни и культуры. Только моральный человек может быть счастлив. Сократ различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяетглавные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности. Первой попыткой систематизации этических идей, осуществленной на объективно-идеалистической основе, было сделано Платоном* (V – IV вв. до н.э.) Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил ученикПлатона Аристотель*. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характери какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. дон.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервыепостроил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика – это особая практическаянаука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как статьдобродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своейжизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельныхграждан. Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотельстремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном индивидом стихииэгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо – с одной стороны, и всодействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должнаподавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводитего цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые длянравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношениявходят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуютположительные и отрицательные нравственные ценности. Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, «добро есть то, что оценивается положительно,рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. добро есть то, чтопозволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии исовершенства». Добро только тогда добро, когда оно имеет в виду благо человеческого рода как такового,то есть добрый поступок и помысел далеки от прямой личной выгоды и раздвигают границывсякого партикулярного* интереса. 7 В противоположность добру зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека.Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, котчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. В этом мире нас все подталкивает ко злу, а к добру ничто не побуждает, кроме самойсвободы. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами ицелями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности,однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность ввыборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей и средств ихдостижения. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральныхотношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую двесоставляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки(нормативная этика). Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место вобществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральноесознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений изначение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая этикавыявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье),разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии. Вконтакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества(нравственность) и влияющие на него факторы. Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийноскладывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящиев моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя вопределенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствованияморальной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как долженпоступать человек. В ХVII в. Рене Декарт* отметил, что «она предполагает полное знание других наук и естьпоследняя степень к высшей мудрости». Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личногосчастья сложилось в ХIХ в. Иммануил Кант* уточнил смысл понятия «этика». Изучать этику нужно не как законченную замкнутую систему, свод рекомендаций на всеслучаи жизни, а в многообразии теоретических позиций. Мораль, по мнению И.Канта, нельзя вывести из сущего, из реальности, из фактов. Онаимеет априорное* происхождение. И. Кант показал достижения этической науки, ее внутренниеальтернативы в историческом развитии. В принципиальном плане он сказал почти все о морали, понимаемой и как свойствоединичного индивида, и как составная часть идеологии классово-антагонистического общества. В дальнейшем Гегель* положил начало историческому пониманию нравственности. Онввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни,наполнил ее богатым социальным содержанием. Моральная философия Канта и Гегеля не смогла приблизиться к действительности. Л. Фейербах* вернул этике материалистическую форму. Материализм Фейербаха свободенот предвзятости, философских предрассудков, от механистической*, а отчасти и метафизической*ограниченности и ориентирует на изучение живого индивида, взятого в его естественных иобщественных связях. Фейербах пошел дальше других философов, хотя последнего решительногошага он тоже сделать не смог. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решитьвопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан. Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенныйидеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного Долг – этонравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Марк ТуллийЦицерон* отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды». Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма*. Этика ставит передсобой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма. 8 Задача рационального обоснования моральных ценностей очень сложна. Самыевысоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречатпрактической пользе. Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейскогоблагополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с егочувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы,которую можно было бы решить раз и навсегда. Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществомпериод, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указатьпричины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновитьморальные ориентиры общества. 1.2 Понятие о профессиональной этике Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и нормповедения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачипрофессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий,характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные дляопределенных видов деятельности. Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививатьморальные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этикапризвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться впроизводственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонамнравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На этиэталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса долженвоспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сферепроизводства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системыценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальныйи даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующейсистеме ценностей. Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежениюобщественными интересами, высокое сознание общественного долга. 1.3 Происхождение профессиональной этики Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периодуремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именнотогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований поотношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий,имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, ипоэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа*», нравственныеустановления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научныхэтических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулированиивзаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлениюопределенных требований профессиональной этики.. Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступивв качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностныхпроявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболеепредпочтительными для данной деятельности,. профессиональная этика создает стандартыпрофессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов,кодексов. 9 Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания,зародилась в рамках конкретных видов деятельности, затем уже развивалась на основеобобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив вкачестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как вписаных, так и неписаных правилах поведения. Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играетобщественное мнение. Нормы с борьбой мнений. Отмечается взаимосвязь профессиональнойэтики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции,что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанныхпредставителями той или иной профессии на протяжении столетий. 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ 2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России В Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слоиобщества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникалиторговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости*),бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники». Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждалсяшироким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И. Иловайский*,предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа –«деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, кжесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам». Анализируя характер великороссов*, отмечая черты, которые могли способствоватьразвитию русского предпринимательства, экономист академик В.П. Безобразов* выделяет особо: * чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движениеувлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силуналичных способов их достижения; * практический расчет – умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизнии пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менеедостижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; * самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни истремления к их удовлетворению; * трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями,удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия; * сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаватьсяизлишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающаярассудку господство над порывами чувств. Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства иопределяли его успех более тысячи лет. Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (сзарубежными странами) торговлю. Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленныеассоциации, корпорации: «Московское сто», («Ивановское сто», «Сурожане» и др.Новгородскиекупцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями. Второй по значению послегостей в XVI – XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня. В XVI – XVIII вв. гости – члены привилегированной корпорации купцов, выполнялифинансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения:возглавляли крупнейшие таможни, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казеннымипредприятиями, торговали казенными товарами и др. Состав гостей формировался по выборуправительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторыезаводили промышленные предприятия.2.2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России Этические нормы установления деловых связей, деловых отношений, этическиетребования в России были известны и распространены в сфере деятельности купцов уже всередине ХVIII в. Так, в книге «Средневековый купец» А.Я Гуревич рассказывает о купце А.Фомине из Архангельска: «При всех сих сведениях следует ему (купцу) быть трудолюбиву,ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну … умеющу говорить красно и порядочно … Надо,чтобы бодрость и предприимчивость были ево удел; осторожность и быстрота мыслей – егощастие, а довольная опытность и осмотрительность – его подпора. Противоестественно купцубыть лениву или тратить время в излишних забавах… Но при том всем купец за самое главноеправило почитать должен честность и непоколебимое держание своего слова». Русский купец был религиозен и благочестив. Его религиозное поведение сочеталось скоммерческим подходом к добрым делам, за которые купец ожидал помощи и покровительстваБога. Результатом деятельности его должно быть не только личное обогащение, но иобщественная польза, богатство государства. Как показывает немецкий социолог, философ,статистик М. Вебер*, любое действие, поступок, поведение рассматривалось и оценивалось спозиции пользы – критерия оценки деятельности владельца собственного дела. Российские мыслители и философы размышляли над этой проблемой и вырабатываливзгляды и подходы к проблемам труда и трудовой этики. Русский историк Е.А. Болховитинов*утверждал, что достоинство человека определяется его трудом. Для купечества ипромышленников труд был средством накопления и обогащения. Однако в середине ХIХ в.появляются и другие мотивы труда, не только обогащение: само дело, деятельность, направленнаяна созидание, становится для российских предпринимателей важным мотивом их труда. Характеризуя купеческую этику как профессиональную в конце ХVIII и ХIХ вв.,современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верностьслову, добросовестность, стремление сохранить доброе имя; с другой – склонность к обману,стремление к наживе любой ценой, нарушение взятых на себя обязательств. Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловуюэтику. Это воздействие имело прежде всего общий позитивный морально-этический характер.Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощрялаблаготворительную деятельность, но осуждала ростовщичество*. Это вело к торможениюразворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны вцелом. 2.3 Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика В истории появления и развития основных идей деловой этики и этики управления вРоссии важная роль принадлежит старообрядческой* ветви религии. Выходцами изстарообрядцев* были купцы и промышленники Рябушинские, предприниматели и купцыМорозовы, Строгановы, Прохоровы, Абрикосовы и другие. Процесс появления деловых людей из числа старообрядцев* и упрочения их положенияпроходил следующим образом. В середине ХVII в. патриарх Никон провел реформы. Исправлениекниг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служилоукреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися подтурецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системецентрализации. Значительная часть духовенства выступила против нововведений. В церкви возникраскол. Никон стремился использовать реформу для укрепления церковной организации иусиления власти патриарх. Он пытался освободить церковь из-под опеки светской власти,выдвинув тезис «священство выше царства». Мнения историков о причинах реформ различны. До сих пор нет однозначной оценки,принесли ли пользу или вред церковные реформы. Согласно одной из точек зрения, патриархНикон хотел с их помощью остановить разложение российского общества, наблюдавшееся всередине ХVII в., проявлявшееся на всех уровнях – как среди высших слоев, так и средипростонародья. Царь, правительство поддерживали Никона и его реформы. 11 Однако значительная часть населения, разные его слои активно сопротивлялись, чтовыражалось в нежелании жить в тех местах, где действовали сторонники патриарха Никона. Те,кто поддерживался старых религиозных устоев - старообрядцы, не приняли церковные реформыХVII в. Они стали оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Старообрядцы переселялись в Сибирь, на Урал, на Север, туда, где их не моглипреследовать. До 1906 г. сторонники старообрядцев преследовались царским правительством. Ониоседали в новых местах, становились владельцами новых предприятий – промышленных,торговых, занимались поиском и добычей полезных ископаемых. На новых местах поселения, вновых суровых условиях жизни у старообрядцев сложились и новые этические нормы – правилажизни и общения, которые впоследствии выделили их из общей массы народа и сделаливозможным достижение успехов в предпринимательстве. Все это привело к сосредоточению вруках старообрядцев огромных богатств. М. Вебер пришел к выводу, что экономика процветает в странах, населенных в основномпротестантами, поддерживавшими и культивировавшими этические нормы. Он назвал ихпротестантской этикой. Свободное от работы время протестанты* затрачивали опять на работу,которую они считали средством спасения души. Чистый досуг протестанты оценивали какбессмысленную трату времени, как грех перед Богом. Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям,аскетизм* в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте водежде и питании были этическими нормами старообрядцев. Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу,которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, наупрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управленияпромышленностью, торговлей, строительством. Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка –важная этическая норма. Причиной формирования и упрочения этой этической нормы явилось то,что притеснения в стране были направлены, невзирая на богатство, против всех старообрядцев. Старообрядчество разделилось на ряд течений, толков и согласий. Оно имеет в своемсоставе две церкви: Белокриницкую иерархию, а также Беглопоповскую архиепископию. 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 3.1 Основные принципы профессиональной этики Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. Воснове профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы. Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые даютвозможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия вделовой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальнуюэтическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамкахслужебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, круководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению ксвоим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. такихпоступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе»..Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для ихслужебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо оттого, когда и кем оно было допущено. Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действиясотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ееподразделений) с моральной точки зрения. 12 Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действияработника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации кморальным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах. Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма* иэтического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики. Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основупри разработке и принятии решений в деловых отношениях. Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любыхслужебных вопросов. Однако нонконформизм* как черта личности должен проявляться вразумных пределах. Десятый принцип – никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося вразличных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора. Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этическиестандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь спомощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников. Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, напотребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признаваяценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними впрактической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать. Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувствуответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п. Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональныепоследствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений. Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этотпринцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но испособствовать такому же поведению своих коллег. Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующаяорганизация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно«усмотреть» конкурента. Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работникомлюбой фирмы собственной личной этической системы. Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики. 3.2. Профессия и специальность Профессия (лат. professio, от profiteоr – объявляю своим делом) – официально указанноезанятие, специальность) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовкичеловека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков,приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы и являющийся обычноисточником существования. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебныхфункций, применяемых орудиями или предметами труда. По мере развития производительных силобщества, применения новых орудий труда, технологии производства, новых видов производстваи отраслей науки углубляется разделение труда. Приобретение профессии обеспечивается развитием различных форм общего испециального образования. Человек может выбрать себе профессию в соответствии с егонаклонностями, культурными и духовными запросами. Многие профессии подразделяются на специальности: врач-окулист, врач-кардиолог и т.д. Созданной производительной структурой надо уметь управлять. Появляется настоятельнаяпотребность в менеджере, который может на профессиональном уровне осуществлятьуправленческую функцию. 13 Для обслуживания процедуры реализации деловой функции в ее наиболее экономичной,эффективной и комфортной форме нужны бухгалтеры, юристы, секретари, технические,инженерные, научные работники. Человек нуждается в услугах и т.д. От того, насколько общество эффективно осуществляет деловую функцию, зависитуровень национального богатства и уровень благополучия граждан, уровень комфортности ихжизни. Специальность (от лат. species – род, вид) – комплекс приобретенных путем специальнойподготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного видадеятельности в рамках той или иной профессии. Например, специальность «Социально-культурный сервис и туризм» имеет специализации «Гостиничный сервис», «Ресторанныйсервис», «Туризм», «Имиджмейкерские услуги» и др. По специальности с учетом специализации планируется и осуществляется подготовкакадров, разрабатываются учебные программы и планы, организуется учебный процесс. 3.3 Профессионализм как нравственная черта личности Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяютотношение человека к своему профессиональному долгу Профессиональная этика регулируетнравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать,развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральныхценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающиеопределенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснованияданных кодексов. Профессиональная этика изучает:отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнениепрофессионального долга;взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственныенормы, свойственные для данной профессии;особенности профессионального воспитания. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками моральногооблика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, нона различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. Вклассовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда,противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных инепривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствуетнаписанная в первой трети II в. до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сынаСирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя –для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабьруки ему – и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижнейоценке. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех,ад представлялся как вечная жизнь без труда. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своихпрофессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики.В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них естьряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственногосоприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральностиразличных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельностиобщество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такиепрофессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всехего участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые 14 связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уроке моральности,но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. (этопрофессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудоваядеятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других поддается предварительнойрегламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу являетсятворческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношенияи к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми – объектами деятельности. Приэтом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматриваетнравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональнойпригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельностичеловека с учетом специфики его профессии, Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве собщепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общихморальных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональнымобязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести,в конечном счете, к деградации самой личности. Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональнойморали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночныхотношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса,составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловойхарактеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяетисключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики.Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность,требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма влюбой области. 3.4 Деловая мораль и рыночные отношения В начале ХХ в. немецкие социологи анализировали проблему возникновения деловойморали в условиях становления рыночных отношений. М.Вебер в работе «Протестантская этика идух капитализма» писал, что дух капитализма – это новое морально-психологическое явление,которое поощряет накопление богатства, развитие предприимчивости и конкуренции вэкономической жизни. По данным В. Зомбарта*, под деловой моралью понимали прежде всего совокупностьправил и предписаний поведения делового человека по отношению к окружающим. Рыночные отношения вызывают изменения в функционально-психологической структуреличности и в ее нравственных ориентациях. Э.Фромм* в работе «Быть или иметь» показывает, чтосоциальный характер является результатом адаптации человека к новым условиям, новымрыночным отношениям. Э.Фромм вводит понятие «рыночный характер», то есть явление, когдачеловек ощущает себя как товар. Люди становятся товаром на «рынке личностей». Один и тот жепринцип определения стоимости действует и на рынке личностей, и на товарном рынке. Рынок – это система отношений людей по поводу обмена товарами и услугами.Основными его атрибутами являются товар, деньги, конкуренция. Он не возможен безэкономической свободы и свободного предпринимательства. Цивилизованный рынок при наличии в стране свободы экономической деятельности непредставляет собой господство стихии, хаоса, беспредела в деловых отношениях. Эти отношенияформируются в рамках законов, действующих в странах и международных экономическихсообще


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: