Опрос на уроках русского языка

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. Проверка теоретических знаний, умений учащихся осуществляется при помощи опроса. К сожалению, формы опроса крайне однообразны. В основном это ответ у доски 2 – 3 учеников при бездействии остальной части класса или фронтальный опрос. Всё это не может дать учителю объективной картины реального уровня знаний каждого ученика, а тем более большинства учащихся по русскому языку. В связи с этим к проведению опроса предъявляются определённые требования:

1.На уроке необходимо сочетать все виды опроса (устный и письменный; индивидуальный, фронтальный, уплотнённый).

2.Опрос должен активизировать мыслительную деятельность учащихся.

3.При опросе нужно следить не только за содержанием ответа, но и за речью ученика. Привлекать учащихся к дополнению, рецензированию ответа с места, к постанове вопросов отвечающим.

4.Опрос должен строиться так, чтобы выявляемые знания подкреплялись примерами.

5.Вопросы должны быть чёткими, ясными, не допускающими односложных ответов.

Формы опроса могут быть различными: с места и у доски, индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или изученному ранее. На опрос выделяется до 15 минут.

Одной из самых распространённых форм опроса является фронтальный опрос. В таком опросе участвует весь класс. Он достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти ранее изученное. Используется при необходимости быстрой проверки знаний одновременно у большого количества учащихся и повторении значительного по объёму материала. В течение урока задаётся большое количество вопросов, требующих краткого ответа. Вопросы задаются всему классу, а затем отвечает на них учеников, которого учителю нужно спросить. Одному и тому же ученику в течение урока можно задать 4 – 5 вопросов и выставить поурочный балл. Поурочный балл может быть выставлен нескольким ученикам. Таким образом может происходить накопление оценок за четверть.

Фронтальный опрос имеет и явные недостатки:

«1.Ограничивает возможность развёрнутых высказываний учащихся, требующих навыков связного изложения материала. При опросе превалируют односложные, краткие, отрывочные ответы, что приводит к торможению в развитии связной устной речи учащихся.

2.Краткость, отрывочность ответы на уроке приводит к тому, что изученные факты не укладываются в сознании учащихся в виде целостной системы. Они запоминаются как разрозненные, не связанные между собой единицы. У учащихся не развивается навык систематизации изученного.

3.Возможность отвечать на уроке односложно, неразвёрнуто приводит к тому, что учащиеся дома не готовятся к уроку серьёзно. А это отрицательно сказывается на прочности усвоения материала в целом» (Методика преп. русск. языка / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. – М., 1990. – С. 295).

Уплотнённый опрос заключается в том, что для ответа одновременно вызывается не один, как обычно, а несколько учащихся (от двух до четырёх и даже пяти), каждому из которых даётся особое задание-вопрос. Пока один из вызванных отвечает, другие готовятся к ответу.

Такой опрос следует применять очень осторожно, так как ученики, которые готовятся к ответу на какое-то время, иногда и на очень длительное, выключаются из общей работы класса. Кроме того, часть учащихся не слушает отвечающего, а следит за доской. Хорошо, если в классе есть оборотная доска. В то же время при оборотной доске учитель не имеет возможности следить за работой у доски. Лучше в таком случае использовать карточки, отсадив опрашиваемых за другую парту. При таком опросе хорошо проверять правописные навыки.

По мнению М.Т.Баранова индивидуальный опрос – «это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем» (с.295 – 296).

Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок, понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.

Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера и т.д.

Устное монологическое высказывание может быть, например, о роли причастия в словосочетании; о правиле написания –н- и –нн- в суффиксах прилагательных и причастий; о видах односоставных предложений; о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении и т.д. Это может быть задание на воспроизведение теоретического материала учебника с привлечением собственных примеров и примеров из домашнего упражнения.

Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы; коллективное составление 2 – 3 аналогичных таблиц; индивидуальное составление таблиц.

Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объёму самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, раздаточному материалу, тестам; различным упражнениям с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек справочного характера.

Что касается характера вопросов при опросе, то они могут быть следующего характера: 1) вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и т.д., например: какие слова называются синонимами? Какие простые предложения называются односоставными? И т.д. 2) вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей между явлениями, например: почему перед союзом как запятая не всегда ставится? От чего зависит выбор букв о и е в суффиксе существительных –ок- (-ек-)? И т.д. 3) вопросы, требующие применения знаний к данным примерам. Учитель записывает на доске слова в определённых формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на примеры, ответить на вопросы: докажите, что это синонимы? В какой форме находятся данные слова? Как вы это определили? Какими орфографическими правилами вы объясните выбор орфограмм в данных словах? И т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: