В процессе анализа фактов с клиентом должны быть установлены дружеские отношения

6. После установления диагноза социальный работ­ник формулирует план лечения и знакомит с ним клиента. Доброта и дружелюбие—необходимые условия для выполнения поставленных целей.

В 1917 году выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд были обоснованы теоретичес­кие и методологические основы индивидуальной со­циальной работы. В «Социальных диагнозах» сумми­руется предшествующий опыт и определяются осно­вы научного подхода к индивидуальной работе.

Мэри Элен Ричмонд родилась в 1861 году в городе Беллевилл в штате Иллинойс. Инвалид детства, она рано осиротела. С 1878 года, момента своего совершеннолетия, долгое время не могла отыскать себе работу, пользуясь случайными заработками. Однако в 1889 году, став помощником казначея благотворительного общества в городе Балтимор, М. Ричмонд получила не только работу, но и возможность общаться с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль для ее профессионального самосознания. В 1891 году она становится генеральным секретарем благотворительного общества, проработала на этом посту 18 лет. По ее инициа-тиве в 1898 году начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время — это факультет социальной работы Колумбийского университета). В 1909 году она назначается директором благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 года у М. Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита, почетным магистром которого она становится в 1921 году. Это звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии — социальная работа. В 1928 году она умирает.

На формирование практических и теоретических подходов М. Ричмонд повлияли, по мнению исследо­вателей, следующие группы факторов.

Большую роль в оформлении диагностических под­ходов сыграли работы 3. Фрейда. До 1917 года 3. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специ­алистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 году он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачусетс. Несмотря на это, М. Ричмонд включает в методологию анализа случая подходы психоанализа и исследует психологи­ческие и интрапсихические процессы в контексте со­циальных проблем индивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.

Другим фактором явилась дискуссия о направле­нии социального реформирования, которое возглавля­ла Дж. Аддамс. Работа в сеттельментах, которую она возглавляла, требовала не отдельных акций, а соци­ального реформирования и развития социального за­конодательства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что индивидуальные акции не могут решить проблемы бедности в целом, это возможно толь­ко путем профилактической работы, реформирования общества и социального законодательства. В некото­ром смысле процедуры, которые предлагались сто­ронникам Дж. Аддамс, были не научными, они пред­полагали погружение в сеттельмент, возможность со­вместно проживать с клиентами и своим примером помогать изменять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 году, тем не ме­нее ее подходы не были столь эффективны как подхо­ды М. Ричмонд.

Джейн Аддамс — еще один американский первопроходец в этой области, ее внимание было сосредоточено на проблеме предотвращения бед­ствий граждан. Она активно уча­ствовала в общественных событи­ях, а также исследовала задачу со­циальной работы. В период ее наибольшей популярности был ос­нован центр социальной помощи Хэл-Хаус в Чикаго (1889). Центр был создан в рамках движения поселен­цев, считающих причинами соци­альных проблем характер обще­ственных отношений. Конкретные практические меры имели под со­бой прочную теоретическую базу. Традиция, к которой принадлежала Аддамс, была связана с Чикагской социо­логической школой, которая получила известность бла­годаря символическому интеракционизму, в котором центральное место занимают теории Мида.

Влияние Аддамс и Ричмонд на развитие дисциплины было различным. Аддамс пыталась осмыслить, что значит быть бедным и получать помощь, и исследова­ла возможности использования человеком своих соб­ственных возможностей. Она довольно скептически относилась к профессионализации социальной работы. Ричмонд более основательно и методично писала о со­циальной работе и подробно обсуждала перспективы ее развития.

Идеи Аддамс относительно роли общественных отно­шений для понимания причин социальных проблем полу­чили дальнейшее развитие в моделях, основанных на те­ории конфликтов, отчасти моделях, базирующихся на теории научения и интеракционистской теории, а так­же в ставшем общепризнанным положении о необходи­мости оказания отдельным людям и группам такой помощи, которая позволила бы им изменить свою жиз­ненную ситуацию путем активного участия в форми­ровании общества. Кроме того, идеи Аддамс получили применение в теории экологических систем.

Большое распространение получила работа, ориентиро­ванная на отдельного человека. Кейсворк доминировал в социальной работе в этот период и довольно быстро оказался связан с психоаналитической теорией.

Третий фактор был связан с обоснованием социаль­ной работы как профессии. Эта дискуссия возникает в обществе в 1915 году благодаря статье доктора А. Флекснера «Является ли социальная работа профессией?». В ней обосновывается, что социальный работник, осу­ществляя функции патроната, не имеет своей специ­фической деятельности, так как не имеет своего метода работы с человеком. Полемизируя с ним, М. Ричмонд на 500 страницах своей книги описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.

«Социальные диагнозы» стали научным и логичес­ким подходом социального научного исследования, что, в свою очередь, послужило началом новой эры разви­тия индивидуальной социальной работы. Г. Макус, че­рез 20 лет после публикации этой книги, высказал сле­дующее о М. Ричмонд и ее книге: «Это явилось выда­ющейся школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые противостояли искушению схо­ластических обобщений, и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали ре­шению определенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализа­ции в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работы».

В 1928 году на Милфордской конференции соци­альных работников были определены основные аспек­ты индивидуальной работы с клиентом:

1. Знание типичных отклонений от общепринятых норм со циальной жизни.

2. Использование знания норм человеческой жиз­ни и человеческого общения.

3. Ознакомление с подробностями жизни конкрет­ного человека, оказавшегося в затруднительном положении.

4. Применение общепринятых методов изучения и помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке.

5. Использование средств и ресурсов местной об­щины в социальном лечении.

6. Применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуаль­ного подхода.

7. Понимание философских основ, определяющих цели, этику и особенности индивидуального под­хода в социальной работе.

8. Соединение вышеупомянутых аспектов в единой системе социальной работы.

Оформление социальной работы с группой в начале XX века осуществляется, когда обостряются соци­альные противоречия, промышленная революция и ур­банизация осложняются крупномасштабной миграци­ей населения как из фермерских хозяйств в города США, так и иммигрантов из Европы.

Как считают исследователи, в этот период практи­ка работы с группой (метод социальной работы, на­правленный на достижение общих целей людей, име­ющих общие интересы или проблемы) была представ­лена широко и разнообразно, но она не представляла собой единой системы помощи, к тому же существо­вали определенные организационные и идеологичес­кие препятствия.

Объединить различные виды групповой работы было достаточно сложно, поскольку одни из них ори­ентировались на национальные программы, другие расширяли программы местных услуг; одни группы были направлены на решение проблем досуга, в этом виделась демократизация отношений, другие — при­оритеты видели в образовании.

В этот период намечается противоречие между конфессиональными организациями и движением соци­ального реформирования общин. Конфессиональные организации видели основу всех причин как экономи­ческих, так и социальных проблем человека в его ин­дивидуальности, в «моральных дефектах», своеобраз­ных комплексах неполноценности. Поэтому они отри­цали работу с группой вообще и социальную работу в частности. Морально-этические конфессиональные принципы с позиций деятелей благотворительных организаций должны стать основой групповой работы через систему клубов.

Движение за реформирование поселений испове­довало идеологию самопомощи. Идеология самопомо­щи развивалась из филантропических идей среднего класса, где взаимная поддержка друг друга являлась необходимой потребностью. Работа с группой в этот период рассматривалась как социальное движение, наряду с такими акциями, как борьба профсоюзов за восьмичасовой рабочий день, право личности на твор­ческую работу и т. д. Отсюда в отличие от деятелей благотворительных организаций они видели пробле­мы бедности не в индивидуальной обусловленности, а в социально-экономических условиях общества. И их волновала не проблема «бедности в одежде», а про­блема бедности вообще.

Тем не менее, к 1910 году намечаются тенденции к объединению данных сил. Этому послужили гумани­тарные программы, пересечение практики деятельно­сти, обмен профессиональными сотрудниками.

Гуманитарные программы охватывали широкий спектр проблем по благосостоянию населения, и в них были задействованы различные агентства, как конфес­сиональные, так и не конфессиональные. Именно та­кая работа в сеттльментах рассматривалась как рабо­та в группах по урегулированию отношений между различными классами.

Пересечение спектра деятельности было связа­но с работой в области образования в сеттльмен­тах. Эти программы были направлены на охрану детства, развитие детских садов, профессиональное обучение женщин. Были успешно осуществлены программы летнего отдыха детей и «школьных со­циальных центров», где не только осуществлялась образовательная работа, но и работа по социализа­ции в группах.

Общность интересов и пересечение программ по­влекли за собой обмен персоналом, что не могло не повлиять на обогащение методов работы.

После Первой мировой войны социальная индиви­дуальная работа обретает новое наполнение, благода­ря внедрению психоаналитической теории. В это же время социальная работа с группой все еще рассмат­ривается как демократический путь развития общества в целом через его структурные элементы.

Однако в 20-е годы оформляется интерес к группе как к методу лечения. М. Ричмонд в 1920 году начи­нает исследования поведения группы, где она увиде­ла новые возможности лечения и внедрения метода индивидуальной работы с клиентом, она писала: «Я обращаюсь к новой тенденции рассмотрения на­ших клиентов с той точки зрения, которая могла бы быть названа малой психологической группой». С нею солидаризировалась М. Фоллетт, которая в группо­вой работе видела новые возможности для расшире­ния индивидуальной работы, используя «внутреннюю творческую энергию», благотворно влияющую на цен­ности отдельного индивида.

Но не практика социальный работы с группой на этом этапе обогащает ее методологическую базу. Боль­шое влияние стали оказывать преподаватели школ со­циальной работы, например Д. Дейв, который был не только участником групп самопомощи, но и препода­вателем школы социальной работы, внедряющим со­циологические подходы в практическую деятельность. В основе процесса обучения групповой работе им была предложена методика «изучай — делая», т. е. бу­дущие профессионалы обучались стратегиям работы по проектам, а не исходя из спонтанных проблемных ситуаций, основанных на принципе «здесь и теперь».

Стратегия обучения имела определенные стадии, по­строенные на принципах групповой динамики: различали начало работы (старт), в работе использовали принцип спонтанности.

Философские и образовательные теории и методы Джона Дейва имели прямое влияние на работу груп­пы. Дж. Дейв считал, что образование, чтобы достиг­нуть полного потенциала, должно отражать потребно­сти ученика и принимать во внимание «полного» че­ловека, включая социальные и эмоциональные, а также интеллектуальные факторы. Роль взаимодей­ствия в процессе обучения дала возможность обучаю­щимся изучить отношения, в группе, увидеть в них первичный ресурс субъект-субъектного взаимодей­ствия.

Как отмечают исследователи, в групповой работе использовали к концу 30-го года до двенадцати мето­дик и техник разрешения конфликта в группах. И если в школах социальной работы метод работы с группой находит свое широкое распространение, то практика все еще была достаточно консервативной и данный метод не имел широкого распространения.

Тем не менее, были и более существенные пробле­мы в развитии практики социальной работы данного периода. Серьезным препятствием для достижения профессионального статуса социального работника в обществе являлась историческая связь деятельности работников патроната с милосердием. Это создавало в обществе представление о полупрофессии, считалось что не было необходимости в открытии школ социаль­ной работы, которых насчитывалось к тому времени 17, многие из которых к концу 20-х годов оформились как факультеты при университетах.

Были и социально-экономические причины, кото­рые тормозили развитие социальной работы как про­фессии. Доминирование крупного бизнеса в обществе, расизм, политическая коррупция, подавление граж­данских свобод не способствовали развитию данной деятельности, особенно когда началась кампания пра­вительства США по контролю за населением, превра­тившаяся в крестовый поход на инакомыслящих.

Как отмечают исследователи, фрейдистская кон­цепция «человеческого развития» сыграла как позитивную, так и негативную роль. Психиатрия, которая внедрялась в социальную работу, постепенно стала играть негативную роль, так как психиатрическое знание стало разрушать профессиональную идентич­ность социальной работы. К тому же можно было наблюдать, как постепенно новые лидеры, возглавив­шие движение социальной работы, стали сводить живое дело к бюрократическим процедурам управ­ления.

2. Развитие практики социальной работы и федерального


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow