Денежная система: понятие, элементы, правовое регулирование

Деньги - это категория, присущая товарному производству, они играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг, называется денежным обращением. В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения – систему обращения металлических денег (биметаллизм и монометаллизм) и систему обращения кредитных и бумажных денег. Система обращения металлических денег закончилась в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. С 30-х годов XX в. в западных странах постепенно формируется система неразменных кредитных денег. К ее отличительным чертам следует отнести: господствующее положение кредитных денег; демонетизацию золота, т.е. уход его из обращения; отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания; усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства; значительное расширение безналичного оборота.

Эффективное развитие экономики страны во многом определя­ется состоянием денежного обращения, стабильным функциони­рованием денежной системы. Денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему.

Де­нежное обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кре­дитными организациями; кредитными организациями и хозяйствующими субъектами; между банками и физическими лицами; предприятия­ми и физическими лицами; между банками и иными института­ми финансовой системы; между финансовыми институтами и фи­зическими лицами.

Общественные отношения, складывающиеся в ходе денежного обращения, регулируются правом и, в первую очередь, финансо­вым правом.

Регулирование денежного обращения является одной из основных задач ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)” предусмотрено, что “Банк Рос­сии может устанавливать ориентиры роста одного или несколь­ких показателей денежной массы...” (ст. 43).

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный обо­рот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, полу­чение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процес­сом движения наличных денег в форме банкнот (банковских би­летов), казначейских билетов, металлических монет.

В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему кото­рого входят территориальные учреждения, а также система рас­четно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из ре­зервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание меж­банковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по орга­низации и управлению наличным денежным обращением осу­ществляется в централизованном порядке Центральным бан­ком РФ.

Безналичное денежное обращение состоит в списании опреде­ленной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутству­ют1.

Современный безналичный оборот в РФ организован в соответ­ствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осущест­вляться через банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед отгруз­кой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осу­ществляется банком только с согласия обслуживаемого юриди­ческого или физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются орга­низацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства 2.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10 июня 2002 г., “О банках и банковской деятельности” в редакции от 21.03.2002 г., иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответ­ствии с п. “ж” ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесе­но “установление правовых основ единого рынка;... денежная эмиссия”, а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязатель­ному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госу­дарственной Думой федеральные законы по вопросам: финансово­го, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денеж­ной эмиссии (п. “в”).

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денеж­ного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведе­ние денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономи­ческой и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых зна­ках. В процессе осуществления деноминации не затрагивают­ся экономические основы государства, а происходит сокраще­ние денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен.

Деноминация может прово­диться как отдельно, так и одновременно с денежной рефор­мой. В нашей стране в советский период были проведены две де­нежные реформы: в 1922—1924 гг. и в 1947 г.

Первая денежная реформа была вызвана необходимостью со­здания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной ре­формы во многом был обусловлен кардинальными экономически­ми преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в резуль­тате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено ослабленностью денежной системы во время Великой Отече­ственной войны, а также тем, что в обращении находилось боль­шое количество наличных обесцененных, а также фальшивых де­нежных средств, заброшенных на оккупированные территории германскими властями.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе ко­торого отменялась карточная система на продукты питания пер­вой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обме­нивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1.Фактически в незавуалированной форме имело место изъятие денег у населения.

В 1961 г. в стране была проведена деноминация как самостоя­тельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в со­отношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Пос­ледняя деноминация была проведена в 1997 г., при этом номинал денежных знаков и система цен сокращались пропорционально в тысячу раз. Срок обмена денег составил один год и старые деньги находились в обороте наравне с новыми.

Таким образом, целью регулирования денежного обращения в стране являет­ся создание стабильно функционирующей денежной системы, ко­торая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эф­фективного развития экономики1.

Под денежной системой государства понимается законода­тельно закрепленное устройство денежного обращения, вклю­чающее взаимодействие образующих ее элементов.

В результате правового регулирования денежного обращения в РФ создана денежная система, включающая следующие элемен­ты: 1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек); 2) эмиссию наличных денег; 3) организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государст­ва, в организации денежного обращения в стране, как отмечалось ранее, возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ.

Первым элементом денежной системы является валюта Рос­сийской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (ва­лютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27).

В Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” данное понятие несколько уточнено и по­нятием “валюта Российской Федерации” охватываются: 1) на­ходящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Цент­рального банка РФ и монет; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федера­ции; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании, соглашения, за­ключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на терри­тории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства1.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других госу­дарств устанавливается на Московской валютной бирже и публикуется Центральным банком. Ва­люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны, их подделка и незаконное изго­товление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей терри­тории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства пла­тежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на деньги нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и по­врежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же ут­верждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых де­нежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк Рос­сии обязан предварительно информировать Правительство страны.

Вторым элементом денежной системы является осуществле­ние эмиссии наличных денег. Существует ряд общих черт в про­ведении эмиссии в различных странах, в том числе, выпуск банк­нот возлагается на главный банк страны (центральные, нацио­нальные банки, в США — Центральная резервная система), а каз­начейских билетов и монет— на казначейства.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпус­каются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк, а эмиссию безналичных денег — коммерчес­кие банки, которая в свою очередь регулируется Центральным банком страны.

Контроль за объемом денежной массы осуществляет Банк Рос­сии. Количество денег в обращении определяется как сумма на­личных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объем денежной массы. Задача ЦБ РФ заклю­чается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирова­ние кредитными организациями в Банке России определенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)”. Обязательные резервы — один из инструментов осущест­вления денежно-кредитной политики Центральным банком. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стра­не. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее коли­чество денег может создать банковская система.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в об­ращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк Рос­сии, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличе­ния потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете банка пре­вышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изы­маются из обращения и переходят в резервный фонд. При потреб­ности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в размере не выше его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборот­ную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ состав­ляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где про­шла эмиссия наличных денег, а где — их изъятие.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях орга­низации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кре­дитных организаций.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые на­ходят свое выражение в Конституции РФ, в федеральных законах “О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)”от 10.07.2002 г., “О банках и банковской деятельности” от 21.03.2002 г., в Гражданском кодексе РФ и в иных нормативных правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обращения в стране иг­рают инструкции Банка России по всему комплексу вопросов в сфере денежного обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: