Эксперимент относится к числу самых разнообразных, трудно осваиваемых, но хорошо известных в социологии методов сбора первичной социальной информации.
Эксперимент в социологии — это метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений. Из множества методов эксперимент является наиболее активным и наиболее действенным в плане возможностей проникновения исследователей в интересующую область реальной действительности. Специфика социального эксперимента:
• вмешательство в систему объективной реальности;
• планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, возможная комбинация с другими факторами;
• планомерный контроль за всеми существенными факторами;
• эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).
Социолог должен решить две взаимосвязанные задачи:
|
|
а) теоретическое обоснование структуры эксперимента и его последовательности;
б) отбор способов анализа протекающих изменений под воздействием контролируемых фактов на социальный объект.
Эти проблемы реализуются в программе социального эксперимента. Программа эксперимента — это документ, в котором разработаны все процедуры эксперимента:
1. Характеристика проблемной ситуации.
2. Определение предмета, целей и задач экспериментального анализа.
3. Обоснование выбора объектов, используемых в качестве экспериментальной группы.
4. Описание модели экспериментальной ситуации (факторы и условия эксперимента).
5. Формулировка гипотез эксперимента.
6. Обоснование масштабов экспериментирования.
7. Разработка методики эксперимента.
8. Анализ результатов проверки эксперимента. Область применения эксперимента:
• в социологическом исследовании эксперимент направлен на доказательство гипотез исследования;
• может сочетаться со всеми другими методами в ходе прикладного
исследования;
• применяется во всех общественных науках;
• широко распространен как один из ведущих методов социальной
технологии.
Определение области социальных явлений зависит от специфики объекта исследования и от того, насколько изучен характер реакции социальной группы на планируемое изменение.
Границы применения эксперимента:
1) экспериментально могут быть изучены только те объекты, экспериментальное управление которыми не приведет к нарушениям функционирования данной системы (системы деятельности и поведения людей);
2) экспериментально могут быть изучены те объекты, которые в случае отрицательных результатов дадут минимальные потери.
|
|
В эксперименте обычно выделяются 2 вида объектов — контрольные
и экспериментальные группы.
Экспериментальная группа — та группа, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором. К экспериментальной группе предъявляют требования относительной стабильности состава на период эксперимента, в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте.
Контрольная группа — идентичная экспериментальной по заданным
параметрам, но не испытывает воздействие экспериментальным фактором. При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента— так как воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно и в экспериментальной и в контрольной группе.
Экспериментальный фактор (независимая переменная) — условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная будет управляемой, если ее направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками.
Экспериментальная ситуация — ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. Экспериментальный фактор не включается в условия экспериментальной ситуации.
По структуре экспериментальная ситуация характеризуется:
1) условиями эксперимента;
2) вербальными и предметными факторами-раздражителями;
3)инструкцией;
4) наличием экспериментаторов;
5) наличием экспериментируемых;
6) реакциями экспериментируемых.
Классификация социальных экспериментов:
1) по характеру экспериментальной ситуации — полевые и лабораторные;
2) по характеру структуры эксперимента как деятельности — проективные эксперименты (от настоящего к будущему) и квазиэкспериментые (от прошлого к настоящему);
3) по специфике исследовательской задачи — в области науки и практические;
4) по характеру логической структуры доказательств — параллельные (исследуются две группы) и последовательные (исследуется одна группа).
5) по характеру исследуемых объектов — социологические, социально-психологические, экономические и т.п. Требования к социальному эксперименту:
1. Хорошо подготовленная программа исследования.
2. Применение социального эксперимента обязательно должно способствовать приросту знания.
3. Структура и условия эксперимента не должны нарушать основополагающих принципов исследуемого объекта.
4. Эксперимент должен быть управляемым.
Сам процесс организации и проведения эксперимента позволяет по-новому взглянуть на многие сложные социальные явления и процессы.
ТЕСТЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ