Общие черты рыночной экономики

Сизвестной степенью условности можно выделить следующие принципиальные основы рыночной экономики:

· Частная собственность на инвестиционные ресурсы как определяющая черта рыночной экономики. При всей значимости прочих черт все они – в большей или меньшей степени – являются производными от частной собственности.

· Свобода в принятии экономических решений, которая имеет два главных проявления: свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора.

Свобода предпринимательской деятельности означает, что производитель самостоятельно принимает решения об организации производства: что производить, в каких количествах, при помощи каких технологий – все эти решения есть его суверенное право. Именно благодаря возможности свободного выбора он в состоянии эффективно управлять фирмой в постоянно меняющейся рыночной обстановке.

Свобода потребительского выбора означает, что потребитель волен делать выбор исключительно по собственному усмотрению. Никакие «высшие соображения» (вредно – полезно, научно обоснованно – не обоснованно и т.п.) не могут принудить потребителя к определенному выбору, хотя, разумеется, способны в какой-то мере влиять на него.

· Приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм). Личная выгода – мощный избирательный источник мотивации, и поэтому каждый предприниматель (ровно, как и каждый потребитель) делает по своей воле в основном то, что ему выгодно (либо то, что он воспринимает как выгоду). В курсе экономики в качестве базового допущения мы исходим из рационального поведения людей, направленного на получение выгоды.

· Конкуренция как противовес рыночному индивидуализму. На действие механизма конкуренции в обществе впервые обратил внимание Адам Смит, который в своей книге «Исследование о при­роде и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал прин­цип «невидимой руки» рынка.

Производитель стремится лишь к собственной выгоде, но по­скольку существует конкуренция, путь к ней лежит через удовлетво­рение чьей-то потребности. Производитель не получит выручку, если именно его товар не понравится потребителю больше, чем конкурирующий. На рынке преуспевают лишь фирмы, успешно справляющиеся с этой задачей, не справив­шиеся же бесславно покидают его.

В итоге совокупность производителей, как будто движимая невидимой рукой, активно, эффективно и добровольно стремится угодить потребителям, а значит, реализует интересы всего обще­ства. Причем делает это вовсе не из альтруистических соображе­ний, апреследуя лишь собственный интерес.

· Цены как механизм саморегуляциирынка проявляются, прежде всего, через его функции. Так, если на рынке произошло затоваривание, цены на избыточную продукцию падают и это становится сигналом для всех рыночных субъектов. Производителям больше не выгодно выпускать соответствующие товары, они сокращают предложение. Напротив, для покупателей упавшие цены служат стимулом увеличения объема закупок. Таким образом, излишки постепенно рассасываются.

· Социальное неравенство (в рыночной системе выигрывают, как правило, наиболее активные субъекты; не обладающие должным потенциалом остаются в проигрыше). То есть, рыночная система автоматически не обеспечивает социальную справедливость, напротив, многие механизмы воспроизводят дифференциацию доходов, имущественное расслоение.

· Рыночная направленность деятельности государства, осуществляющего коррекцию рыночных издержек: от разнообразных социальных программ до регулирования ситуаций неэффективности и (или) нестабильности экономики.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы хозяйствующих субъектов и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Результатом взаимодействия хозяйствующих субъектов являются договоры (добровольные сделки) взаимной передачи имущественных прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, качеству, количеству и другим параметрам.

При этом происходят добровольное отчуждение – полное или частичное – своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает добровольную взаимную передачу прав собственности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке и ее условия.

Суть рыночных отношений сводится, таким образом, к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получение ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности.

Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются:

· общественное разделение труда как дифференциация форм хозяйственной деятельности. В условиях разделения труда основную массу потребностей человек удовлетворяет не продуктами собственного труда, а через обмен последних на результаты труда других людей.

· экономическая обособленностьпроизводителей, независимых в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности: каждый обособленный хозяйствующий субъект хочет получить взамен своего товара равнозначное количество другого. Исторически обособленность экономических интересов возникает на базе частной собственности.

· разрешение проблемы трансакционных издержек – затрат в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Трансакционные издержки включают расходы, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условиях движения товаров и услуг; по оформлению сделок; по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков; на защиту правового режима с помощью юридической системы.

Оценка и сопоставление трансакционных издержек позволяет экономически более обоснованно делать вывод о том, в каких сферах целесообразно распространить рыночные механизмы конкуренции с их системой свободных цен, а в каких ограничить эти механизмы или заменить их прямым государственным обеспечением и управлением.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

· Информационная функция дает участникам рынкачерез механизм движения цен объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг. Однако рыночные субъекты только тогда могут принимать правильные решения, когда поступающая ценовая информация реальную отражает ситуацию на рынке.

· Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики,обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, объеме и цене, перемещение экономических ресурсов между различными сферами национального хозяйства, установление более или менее оптимальных экономических пропорций.

· Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулирование НТП и на его основе – эффективности функционирования всей экономики.

· Учетная (ценообразующая) функция – в ходе заключения сделок происходит своеобразный учет и оценка благ, поступающих в оборот путем сопоставления индивидуальных затрат отдельного производителя с «общественным» эталоном.

· Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных хозяйственных субъектов с целью обмена результатами труда.Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая или технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

· Санирующая функция обеспечивает освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow