Развитие психики и сознания

Психика - продукт деятельности нервной системы, которая развивалась в процессе эволюции живых организмов. Рефлекторная дуга как механизм взаимодействия организма с окружающей средой: афферентная (прием информации) – модулирующая (обработка информации) – эффекторная (формирование управляющих сигналов) системы. Условный рефлекс как форма научения. Факторы, которые влияют на формирование и развитие психики: биологические (генотип) и социальные (среда).

Новообразование Содержание новообразования Стадии Уровни
       
раздражимость способность реагировать на изменение в окружающей среде Сенсорная низший
ß   ß
ощущение способность выделять в окружающей среде изменения отдельных характеристик: свет, тепло, запах, звук и т.д. высший
ß     ß
восприятие способность объединять различные ощущения в целостный образ Перцептивная низший
ß   ß
элементы мышления способность принимать решения в ситуации выбора высший
ß   ß
исследовательские формы поведения способность к анализу, обобщению, созданию абстрактных форм, умозаключений и т.д. наивысший
             

Рис. 3. Развитие психики по А.Н. Леонтьеву – К.Э. Фабри

Сознание как способность воспринимать себя отдельным объектом и контролировать свое поведение. Рефлексивная особенность сознания. Способность сознания к мысленному представлению и воображению действительности. Способность сознания к коммуникации. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека.

Последовательность эволюционного развития познавательных процессов, очевидно, была именно той, в которой мы их рассматривали в нашем курсе. Таким образом, наивысшим познавательным процессом следует признать не мышление, как довольно часто можно услышать, а воображение - способность создания новых образов. Мышление как способ решения проблемы, поиск пути выполнения задания, достижения поставленной цели и т.п. присущ и многим животным, а воображение пока известно только у человека.

Таблица 5

Уровни управления организмом и поведением человека

(по Г.Д. Горбунову, 1973)

Блок Уровень Пример
Бессознательная регуляция   Клеточный заживание ран
  Гуморальный гормоны
  Вегетативный ритм сердца
Предсознательная регуляция   Нервно-соматический условный рефлекс
  Подсознательный автоматизмы
Сознательная регуляция   Сенсорно-перцептивный цвет, звук
  Мнемический воспоминания
  Интеллектуальный анализ ситуации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: