Примерный список вопросов к промежуточной аттестации

1. История как наука. Подходы к изучению истории. Методы исторической науки. Функции истории в обществе.

2. Типы цивилизаций и их характерные черты.

3. Причины и предпосылки образования государства Киевская Русь. Историографические концепции образования государственности на Руси.

4. Древняя Русь в IX – начале XII вв. Проблема возникновения феодализма.

5. Принятие христианства на Руси: причины, предпосылки, следствия.

6. Города-государства Древней Руси.

7. Россия во второй половине XV – начале XVI вв.: объединение земель, централизация, формирование самодержавия, борьба за независимость.

8. Россия во второй половине XVI в.

9. Смутное время: причины и следствия. Проблема царской власти в период Смуты.

10. Развитие России во второй половине XVII в. Проблема становления абсолютизма.Характеристика приказной системы России.

11. Реформы Петра I как первая попытка модернизация России

12. Северная война и изменение геополитического положения России. Ее влияние на внутренние реформы Петра I.

13. Просвещение и просвещенный абсолютизм в Западной Европе и в России: общее и особенное.

14. Просвещение и просвещенный абсолютизм во внутренней политике Екатерины II.

15. Сословная политика Екатерины II, eе отношение к крепостному праву.

16. Проблема реформ в правительственной политике Александра I.

17. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г., заграничный поход русской армии в 1813 – 1814 гг. и их влияние на развитие страны.

18.Движение декабристов: причины появления, организации, сравнительная характеристика программных положений декабристских организаций, влияние на развитие страны.

19. Социальная модернизация России в XIX в.

20. Крестьянский вопрос в России в XVIII – XIX вв.: сущность, проекты его решения и реальная политика власти.

21. Россия во второй четверти XIX в. Проблема реформ в правительственной политике Николая I.

22. Вторая промышленная революция и ее влияние на мировое развитие и развитие России.

23. Реформы 60-х - 80-х гг. XIX в. в России: причины, подготовка, сущность, итоги.

24. Особенности модернизационного процесса в России в XVIII в.

25. Соотношение политического и экономического курсов в правительственной политике Александра III.

26. С.Ю. Витте и его программа модернизации России.

27. Особенности становления российской «дуалистической монархии» в начале ХХ в.

28. Основные направления развития общественной мысли в 30-е – 50-е гг. XIX в.

29. Особенности модернизационного процесса в России в XIX в.

30. Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в.: консерваторы, либералы, революционеры.

31. Экономическая модернизация России в XVIII - XIX вв.

32.Особенности общественно-политического движения в России в XIX в. – начале XX в.

33. Крестьянская община в России как модель традиционного общества.

34. Изменения в крестьянской общине после реформ 60-70-х гг. XIX в. и аграрная реформа П.А. Столыпина: ее цели, сущность, итоги.

35. Общественно-политическое развитие России после революции 1905 – 1907 гг.

36. Либеральные партии России в начале XX в.: особенности российского либерализма.

37. Революционные партии России в начале XX в.: цели, программные положения, тактика.

38. Консервативные партии России в начале ХХ в.: цели, программные положения, тактика.

39. Революция 1905 –1907 гг. в России как вариант революционной модернизации страны.

40. Аграрная проблема в России в начале ХХ в. и существующие проекты ее решения (дворянский, либеральный, крестьянский): их достоинства и недостатки.

41. Предпосылки и итоги Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне, влияние войны на внутреннее положение страны.

42. Особенности модернизационного процесса в России в начале ХХ в. (1900 – 1917 гг.)

43. 1917 г. в истории России: борьба общественно-политических сил за власть после Февраля 1917 г. Приход большевиков к власти.

44. Внешняя и внутренняя политика Советского правительства в конце 1917 г. – первой половине 1918 г.

45. Гражданская война как этап революционного процесса в России: причины, ход, последствия.

46. Основные черты политики «военного коммунизма» и ее влияние на развитие Советской России (1918 –1921 гг.).

47. Советское общество в 20-е гг.: особенности общественно-политического развития. Образование СССР.

48. Новая экономическая политика: цели, характерные черты, следствия.

49. Модернизация 30-х гг. в СССР: индустриализация, коллективизация, культурная революция и их последствия.

50. Зарождение нацизма в Германии. Внешняя политика СССР в 30-е гг. Начало Второй мировой войны.

51. Великая Отечественная война (1941 –1945 гг.). Проблемы Второй мировой войны в историографии. Итоги Второй мировой войны.

52. Создание антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны.

53. Развитие СССР в середине 50-х – середине 60-х гг.

54. Внешняя политика СССР в конце 40-х – начале 80-х гг. «Холодная война» и ее влияние на развитие страны.

55. Третья научно-техническая революция и ее влияние на развитие СССР и мира.

56. Развитие СССР в середине 1960-х – середине 80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

57. Политика «перестройки» в СССР (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и его последствия.

58. Развитие РФ в 1991 –1993 гг.

59. Становление новой российской государственности: 1991г. – начало XXI в.

60. Российская Федерация в системе современных международных отношений.

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

1. Характерная черта восточного типа цивилизации:

а) коллективизм

б) рационализм

в) индивидуализм

г) раннее появление частной собственности

2. Одна из основных черт феодализма:

а) частная собственность на землю

б) иерархические отношения, связывающие высших членов общества

в) полюдье

г) существование дружины

3. Органы военной демократии в Древней Руси:

а) исчезают с появлением княжеской власти

б) сосуществуют с княжеской властью

4. Принятие христианства на Руси способствовало:

а) появлению дружины

б) развитию язычества

в) возникновению феодальной раздробленности

г) укреплению княжеской власти

5. Начало возникновения самодержавия как политического института:

а) XV в.

б) XVI в.

б) XVII в.

в) XVIII в.

6. Одна из характерных черт абсолютизма в правлении Алексея Михайловича Романова:

а) постепенное прекращение созыва Земских Соборов.

б) выход Соборного Уложения 1649 г.

в) проведение церковной реформы

г) появление театра

7. Модернизация - это:

а) усовершенствование процесса производства промышленных товаров

б) процесс перехода от аграрного общества к индустриальному

в) принятие монотеистической религии

г) переход от ремесленного производства к мануфактурному

8. Кому из отечественных историков принадлежит идея о том, что реформы Петра I привели к консервации традиционного режима:

а) С. Соловьеву

б) В. Ключевскому

в) Е. Анисимову

г) Н. Павленко

9. Екатерина II выступала:
а) за отмену сословного строя в России

б) против отмены сословного строя в России

10. К концу XVIII в. модернизация в России:

а) завершилась

б) не завершилась

11. Александр I не отменил крепостное право в России, потому, что:

а) не нашел социальной опоры для этого

б) не хотел его отменять, так как считал его опорой трона

в) не успел из-за ранней смерти

12. Возникновение земств в России во второй половине XIX в. способствовало:

а) формированию гражданского общества

б) укреплению самодержавия

в) централизации власти

г) укреплению власти губернаторов

13. Одна из характерных черт российского либерализма:

а) отсутствие широкой социальной опоры

б) раннее возникновение

в) формирование в условиях гражданского общества

г) поддержка властью

14. Лидером эсеровской партии был:

а) В. Ленин

б) В. Пуришкевич

в) В. Чернов

г) А. Гучков

15. Социал-демократы в России выступали за:

а) единую и неделимую Россию

б) культурно-национальное самоопределение наций

в) право наций на самоопределение

г) насаждение русского языка на окраинах империи

16. В результате революции 1905 – 1907 гг. в России возникла:

а) парламентарная монархия

б) дуалистическая монархия

в) абсолютная монархия

г) сословно-представительная монархия

17. Столыпинская аграрная реформа способствовала:

а) консервации крестьянской общины

б) прекращению временнообязанного состояния крестьян

в) разрушению крестьянской общины

г) разрушению крупного помещичьего хозяйства

5. В Первой мировой войне Россия воевала на стороне:

а) Антанты

б) Тройственного союза

6. В первый состав Временного правительства входили представители:

а) буржуазных партий

б) буржуазных и социалистических партий

в) социалистических партий

г) только партии большевиков

20. «Декрет о земле», принятый в октябре 1917 г., предполагал:

а) национализацию земли

б) социализацию земли

в) передачу земли в частную собственность

г) создание колхозов в деревне

21. Одна из причин роста популярности большевиков с марта по октябрь 1917 г.:

а) наличие в их программе тезиса о самоопределении наций

б) наличие в их программе тезиса о мировой революции

в) участие в подавлении Корниловского мятежа

г) их вхождение в состав Временного правительства

22. Одна из причин начала Гражданской войны в России:

а) окончание первой мировой войны

б) внутренняя политика большевиков в конце 1917 – начале 1918 гг.

в) недовольство крестьян политикой большевиков

г) созыв Учредительного собрания

23. Советское общество в 20-е годы было:

а) традиционным

б) индустриальным

в) постиндустриальным

24. СССР образовался в:

а) 1921 г. б) 1922 г. в) 1923 г. г) 1924 г.

25. Одна из задач индустриализации:

а) достижение СССР экономической независимости

б) автоматизация производства

в) компьютеризация производства

г) разрушение крестьянской общины

26. Начало II мировой войны:

а) 1 сентября 1939 г. б) 1 января 1940 г. в) 22 июня 1941 г. г) 7 декабря 1941 г.

27. Следствие ХХ съезда КПСС:

а) массовая реабилитация жертв сталинских репрессий

б) новая волна политических репрессий

в) формирование тоталитаризма

28. Реформы 60-х – 70-х гг. ХХ в. в СССР были направлены на модернизацию:

а) экономической системы

б) политической системы

в) социальной системы

г) сферы культуры

29. М.С. Горбачев пришел к власти в:

а) 1985 г. б) 1986 г. в)1987 г. г) 1988 г.

30. Распад СССР произошел в:

а) 1985 г. б) 1991 г. в) 1992 г. г) 1993 г.

Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации

Текущий контроль осуществляется посредством проведения трех контрольных работ и коллоквиумов по завершении изучения тем модуля. Контрольные задания включают вопросы, на которые следует дать письменный ответ. В течение семестра студенты должны написать реферат и в первую неделю декабря представить его преподавателю. Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в конце 1 семестра обучения. Экзамен проводится в устной форме.

Критерии оценивания:

Для контроля и оценки знания студентов по истории используется балльно-рейтинговая система, которая включает в себя:

1. Итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяет по 100-бальной шкале. Из них 80-баллов отводится на оценку работы студента в течение учебного процесса и 20-баллов отводится на оценку знаний на экзамене.

2. С этой целью весь курс истории разбивается на 3 модуля и 16 тематических разделов, знания по которым оценивается в следующем порядке:

а) Посещение лекций и семинаров - 15 баллов

б) Работа на семинарах – от 15 до 30 баллов

в) Коллоквиум - 10 баллов (3×4×3)

г) Реферат – 10 баллов

д) Контрольные работы – 30 баллов (10 × 3)

е) Экзамен - 20 баллов

3. Итоговый балл рассчитывается следующим образом:

а) 0 -39 баллов - неудовлетворительно

б) 40 -69 баллов - удовлетворительно

в) 70 -90 баллов - хорошо

г) 91 -100 баллов - отлично

4. К промежуточной аттестации (экзамену) допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов.

Задание для контрольных работ состоит из двух вопросов. Наибольшая итоговая сумма баллов, которой могут быть оценены ответы на вопросы задания при условии отсутствия в них ошибок, равна 10. Задание для промежуточной аттестации (экзамена) состоит из двух вопросов. Наибольшая итоговая сумма баллов, которой могут быть оценены ответы на вопросы задания при условии отсутствия в них ошибок, равна 20. Подсчет итоговой оценки осуществляется путем суммирования баллов, выставленных за ответы на каждый из вопросов. При этом максимальная оценка ответов на вопрос составляет 5 баллов (для контрольной работы), 10 баллов (для промежуточной аттестации). В случаях, когда в ответах на вопросы контрольного задания допущены ошибки, максимальное количество баллов уменьшается по правилам, приведенным в таблице.

Критерии соответствия Требования к формулировке правильных ответов на вопросы контрольного задания
Несущественная ошибка* – 0,5 балла (для контрольной работы), 1 балл (для промежуточной аттестации). Ошибка в изложении фактического материала (фактическая ошибка) – 1 балл (для контрольной работы), 4 балла (для промежуточной аттестации). Существенная ошибка** – 2 балла (для контрольной работы), 5 баллов (для промежуточной аттестации). Грубая ошибка***, а равно отсутствие ответа или несоответствие ответа тематике вопроса – 5 баллов (для контрольной работы), 10 баллов (для промежуточной аттестации) Студент должен дать полный, исчерпывающий ответ на вопросы контрольного задания. В ответах не должно содержаться ошибок и неточностей. Ответ должна отличать точность словоупотребления, стилевое единство и правильное применение исторической терминологии, логика и последовательность изложения, исключающая дисбаланс между фактическим материалом и теоретическими утверждениями. Положения ответа должны быть логически обоснованы и подкреплены итоговыми выводами, которые следует вписать в исторический контекст эпохи с учетом общих и особенных закономерностей исторического развития.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: