Происхождение философии. Философия как форма мировоззрения

Термин «философия» (от греческого «филео» - люблю и «софия» - мудрость), впервые это слово употребил в VI в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор. Под философией он понимал знание, которое не дано нам богами, а можно получить самому на основе критических размышлений, опираясь на собственный разум. Очевидно, что возникновение философии как формы знания было обусловлено рядом социокультурных факторов, прежде всего неудовлетворённостью общественного сознания прежних видов знания, объяснения мира и человека. Мы можем выделить 3 основания появления философского знания:

- разделение труда на умственный и физический (появление группы людей, не занимающихся физическим трудом и способных заниматься умственной деятельность, размышлять о мире в целом);

- рост знаний о мире приводит к тому, что они вступают в противоречие с религиозными представлениями и мифологической догмой (что вызывает необходимость критически-рационалистического обоснования этих знаний и их систематизации);

- развитие, прогресс мыслительных процессов, переход от конкретно-образного, символического мышления к логико-понятийному требовал новой формы постижения мира и самого себя – формы философского размышления, в которой мыслится мир в целом в предельно общих характеристиках.

Необходимость обобщения интеллектуальных, технических и эстетических достижений каждого исторически определённого этапа развития общества, которые вновь воспроизводит основание существования и дальнейшей трансформации философского знания. Так формируется и вновь воспроизводится в каждом исторически определённом периоде философского осмысление мира, философия как форма мировоззрения.

Философия – это форма мировоззрения, развившаяся из более ранних форм: мифологии и религии. Необходимо, следовательно, рассмотреть эти формы мировоззрения, выяснить, какие формы мировоззрения существуют вообще, а также рассмотреть, что такое мировоззрение как таковое.

Мировоззрение вообще представляет собой совокупность накопленных знаний, практических навыков, сложившихся ценностей и предпочтений. Каждый человек обладает более или менее цельным мировоззрением. Он может существовать и на обыденном уровне (эмпирическом) как результат жизненного опыта людей и на теоретическом (рационально-научном) как система понятий категорий объективных и логически обоснованных.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение имеет сложную эмоционально-чувственно-интеллектульную структуру. В него входят:

мироощущение – чувственное постижение окружающего мира сквозь призму субъективных индивидуальных отношений.

мировосприятие – представление окружающего мира в идеальных образах, адекватных или неадекватных реальной действительности.

миропонимание – познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности человека и мира, сущности взаимосвязи событий и процессов.

Мировоззрение может выступать на житейском (обыденном) уровне, формирующемся непосредственными условиями жизни и передающемся из поколения в поколение через опыт людей. Этот уровень существует в виде здравого смысла, несистематизированных, традиционных представлений то мире. Оно также может синтезировать в себе религиозные, научные и философские представления о действительности, выступая своеобразной методологией построения картины мира. Мировоззрение – не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни и деятельности, включающие в себя систему убеждений и идеалов, определяющих цели и задачи человеческой жизнедеятельности.

Мифология. Мифологическая картина мира.

Исторически первой формой мировоззрения была мифология. Мифология – (от греч. «мифос» - сказания о богах и героях, «логос» - слово, понятие, учение) - форма мировоззрения, постигающая и объясняющая мир с помощью символов, образов, в которой элементы конкретного знания соединены с домыслами и вымыслами. В мифологии не расчленяются субъект и объект, предмет и его обозначение, мышление и чувства. Человек, человеческое сообщество в мифологии не отделены от природы, а природные процессы очеловечены. В мифе нет понятия времени, в нем не разграничиваются противоречия природных и социальных процессов. Происхождение мира, человека и животных, выраженное в форме мифа, подменяет в мифологии объяснение сущности природных и социальных процессов.

Мифологическая картина мира - система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, основанная на художественно-эмоциональном переживании мира, иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием социальных процессов и своей роли в них больших групп людей. Мифофилософия – самая ранняя, архаичная форма осознания мира. Мифофилософия объясняет все, для нее нет непознанного. В мифологической картине мира совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Мир здесь описывается мифами (фантастическими сказаниями о духах, богах и героях). Мифологическая картина мира не выделяет человека из природы. Культурное здесь природосообразно, а природа вплетена в ткань культуры, очеловечена. Уже в ранних тотемных мифах проявляется ощущение зависимости человека от природы, преклонение перед ней, избрание ее феноменов в качестве паттернов поведения, табу, понимания своего места в коллективе, ощущения жизненного предназначения первобытного коллектива. В качестве героя-первопредка в данных мифах выступает определенное животное, реже растение, которое не только «породило» данную группу людей, но и дало им некие правила жизни, поведения, предметно-практической деятельности. Поклонение превопредку составляет сердцевину общественной жизни коллектива, скрепляет их родственные узы, помогает выживать в окружающем мире. Космические мифы объясняют зарождение, устройство и развитие мира. Объясняя мир, космические мифы накладывают на него зоо- и антропоморфные характеристики (мир одушевлен, все предметы живые, водоемы, камни, растения и животные мыслят, говорят, охвачены страстями, покровительствуют людям или вредят им). С т. зр. данных мифов мир имеет трехчленное вертикальное строение (образ мирового древа или мировой горы: «верхний этаж» представляет собой небо, в котором обитают птицы, боги, духи, духи предков; «средний этаж» представляет собой наш земной мир, в котором живут люди и животные, а также духи камней, рек, озер, деревьев и т. д.; «нижний этаж», подземный мир, в котором обитают духи, хтонические животные и также духи предков). По горизонтали мир разделен на четыре части света. Вместе они образуют число семь, магическое в большинстве культур мира. Взаимодействие этих трех миров и четырех сторон и предопределяет развитие мира. Все природные процессы объясняются взаимодействием богов, духов, героев. Этим же взаимодействием объясняется жизнь, судьба, деятельность и достижения человека, его смерть. Мир в целом предстает живым существом, в котором люди являются органической частью.

Мифологическая картина мира не знает времени, мир в ней всегда находится в состоянии «сейчас». В ней также не объясняются противоречия, они просто существуют, из них соткан мир. «Правое» и «левое», «мужское» и «женское», «светлое» и «темное» образуют ткань мира. Она также имеет чисто практическую направленность (объясняет как должны действовать люди в обычных и неординарных ситуациях).

Мифологические картины мира существовали не только в первобытный период, они существуют и сейчас в традиционных культурах, а, также, как элемент общественного сознания, существуют и поныне. В современной жизни мифы – иллюзорные мировоззренческие идеи о расовом, национальном или цивилизационном превосходстве, об НЛО, о новейших панацеях и т. п.

Религия как форма мировоззрения.

Синкретизм и аморфность мифологии, не отвечающие возросшим возможностям человека, задачам его жизнедеятельности, порождают новую форму мировоззрения – религию.

Религия ( от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, связь) форма мировоззрения, в центре которой находится вера в сверхъестественное и возможность связи с ним. Религия включает в себя не только миропонимание, но и мироощущение, а также поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки рационального мышления и возможность отрыва мысли от действительности. В религии общие понятия отделяются от обозначаемого предмета, превращаются в мир «сверхъестественного». Религия дает четкое, логически непротиворечивое объяснение происхождения и устройства мира и места в нем человека на основе действие сверхъестественных сил. В религии главное место занимает вера, иррациональное начало. Религия догматична, требует принятия на веру основных положений – догматов, а также преклонения перед религиозными авторитетами. Религия также нестерпима к альтернативным формам мировоззрения. И, наконец, религия утверждает т. наз. «вечные истины», которые человек не способен постигнуть собственным умом, а получает через Божественное озарение, по «Божьей» благодати. Вместе с развитием человеческого мышления и практики, менялись и формы религии. Ранние формы религии, появившиеся еще в первобытный период (тотемизм – вера в животного или растительного первопредка, анимизм – вера в одушевленность мира, фетишизм – поклонение сверъестественным свойствам священных предметов, явлений, магия – вера в то, что с помощью определенных манипуляций можно изменить ход природных, социальных процессов или судьбу человека, отвечали условиям жизни первобытного человека. С появлением социального расслоения и формированием государственных институтов, формируется политеизм – многобожье, в котором каждый из богов отвечает за свою «сферу деятельности», связанную с природными, социальными явлениями, либо с взаимоотношениями между людьми. В языческих религиях (политеизм) можно выделить несколько уровней богов: боги (духи) природных стихий, боги – предки и боги, отвечающие за определенную сферу деятельности во главе с верховным богом. В процессе дальнейшего социокультурного развития вся совокупность «возможностей» богов переносится на одного Бога. Так возникает монотеизм. Бог является основой мироздания, его началом и концом, хотя при главном и единственном божестве существуют также сверхъестественные сущности, выполняющие его поручения, либо стоящие к нему в оппозиции. На стадиях политеизма и монотеизма религия укрепляет свой социальный статус, становясь элементом государственного механизма, формируя систему религиозных профессиональных организаций. По степени охвата верующих можно также выделить национальные (этнические), национальногосударственные и мировые религии. Для последних не имеет значения ни национальная, ни культурная, ни государственная принадлежность верующего. К монотеистическим религиям, в настоящее время относятся: иудаизм, христианство, ислам. К мировым относятся: буддизм, христианство, ислам. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов, представление о том, что же есть высшая истинная реальность. Религиозная картина мира представляет мир местом действия фантастических, сверхъестественных сил, определяющих жизнь человека и окружающую действительность. В ранних формах религии – это злые или добрые духи природных явлений и духи предков. В политеистических религиях власть верховного бога дополнена деятельностью других богов в конкретных областях природного мира или социальных сферах (боги рек, деревьев, Солнца, звезд, Луны, Земли, любви, раздора и т. п.), которые дружат или воюют друг с другом, поддерживают людей, или препятствуют им. Вместе они определяют природные процессы, катаклизмы, войны, болезни, эпидемии или процветание обществ. В монотеистических религиях творцом мира, определителем направления и цели его развития является Бог. Все остальные сверхъестественные сущности либо служат ему, либо враждуют с ним. В борьбу светлого и темного (которое было порождено светлым, но отошло от него в оппозицию) начал мира вовлечен человек, который выбирает между добром и злом. Исход борьбы предопределен – победа добра над злом. В результате этого мир земной и небесный сольются, наступит Царствие Божие на Земле. Главные факторы, определяющие развитие мира (природные катаклизмы, жизнь людей) – нравственные факторы, сила веры. В новый светлый мир смогут войти только праведники.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако, в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. Религиозная картина мира предполагает также предопределяет отношения между людьми и обществами, объединяя единоверцев и разделяя людей разных конфессий. В последнее время начинает усиливаться экуменический подход, согласно которому между религиями должен осуществляться диалог с целью объединения людей в единое человечество.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное (небо и адские слои). Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.

Философия как форма мировоззрения. Философская картина мира.

Необходимость целостного, логико-понятийного осмысления действительностиспособствовала появлению философиикак формы мировоззрения. Философиятеоретическая форма мировоззрения, учение об универсальных принципах бытия и познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру. Философия вырабатывает предельно общую систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия неразрывно связана с социокультурными и с историческими условиями своего развития, детерминирована ими. Она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Как теоретическая форма мировоззрения, рационально обосновывающая свои принципы, философия отличается от мифологии и религии, опирающихся на сверхъестественное и иррациональное, на веру. Будучи целостной формой мировоззрения, она отличается и от науки, исследующей какую-либо сферу бытия и дающую общенаучную картину мира на базе ведущей науки (например, физики), в то время как философия дает предельно обобщенную картину мира, имеющую и методологическое значение.

Философская картина мира – система наиболее общих философских понятий (категорий, принципов, концепций), дающая на определенном историческом этапе представление о мире в целом и месте человека в нем. Философская картина мира - это аналитически-обощенный взгляд на мир, синтезирующий научные, художественные, нравственные, политические, правовые и религиозные представления определенной эпохи.

Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех его ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философские представления о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир – человек» или «человек – мир». На этом различии строятся две ведущие линии в философии, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской концепциями. Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он, так или иначе, объективен. Субъективизм, в противоположность объективизму, мир, общий для всех субъектов, заменяет на множество миров. Я – сам себе Вселенная, я вижу действительность со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное. Огромная разница между субъективностью и объективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшими для их различия являются ответы на вопросы: что в мире от нас, и что от самого мира, что от субъективности и что от объективности, что от человека зависит, а что нет.

Дифференциация философских картин мира осуществляется и по материалистическим или идеалистическим основаниям. Мир, с точки зрения материалистов, представляет собой существование многообразных форм, видов, уровней материи и ее свойств (сознания). «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая существует в пространстве и времени». (В. И. Ленин. «Материализм и эмпириокритицизм»). Идеалисты считают, что первично сознание (высшее сознание, дух, Бог или сознание индивида), порождающее материю. Сознание, дух, мышление определяют развитие всех материальных предметов и явлений.

Различие философских картин мира пролегает и по проблеме единства мира. Можно выделить монистические, дуалистические и плюралистические картины мира. Также можно выделить рационалистические (как правило, объективистские) и иррационалистические (как правило, субъективистские) философские картины мира. Кроме того, существуют различные вариации по вышеперечисленным основаниям.

В целом же, философские картины мира являются основанием для формирования культурных и других картин мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: