Предмет философии, основные проблемы и функции, её роль в современном обществе

Вопросы к экзамену по философии

Для всех специальностей

(очное и заочное) 2014-2015 уч.г.

Предмет философии, основные проблемы и функции, её роль в современном обществе.

Философская мысль возникла 2500-3000 тысяч лет назад в Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Риме. Немецкий философ 20 века Карл Ясперс назвал этот период осевым временем. Именно в этот период в разных местах планеты начала формироваться человеческая цивилизация и возникли ее конкретные проявления: государственность, развитая религия, философия. Термин «философия» ввел Платон, а закрепил в европейской традиции Платон. Философия означает любовь к мудрости. Предмет философии однозначно определить нельзя, в целом философия рассматривает предельное отношение Мир и Человек (макро и микро космос). Предмет философии определяется чаще через блоки философских проблем. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Роль философии в современном обществе.

О важности философского знания свидетельствует и тот факт, что современные ученые в области техники, естествознания, обществознания в полном смысле слова тянутся к философии, находя в ней ответы на самые актуальные вопросы. И если еще сохранилось пренебрежительное отношение к философии у небольшой части ученых - техников, то это объясняется не только плохим знанием философии, но и поверхностным знанием и своей собственной науки.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства

Во-первых, поскольку во всяком акте мышления в той либо иной мере используется подвижная система философских категорий, постольку уровень философского знания во многом определяет оптимальность принимаемых решений каждого человека, но особенно человека, стоящего во главе общества, течения, направления. И это имеет большое практическое значение.

Во-вторых, только на основе философии формируется целостное представление научной картины мира, знания вообще, правильного образа мира. Философия способствует формированию абсолютно необходимого обществу культурно-нравственного климата, духовного мира человека. (Отнюдь не случайно XX Всемирный Философский конгресс 1998 года был посвящен теме " Философия в воспитании человечества"). Она - своеобразная социально-духовная терапия.

В-третьих, являясь своеобразной базой развития всех наук, философия создает условия для их оптимального развития, преодоления у них тупикового и кризисного состояния.

В-четвертых, только философия содержательно и конструктивно обогащает теорию познания, формулируя общую методологию и закономерности духовного освоения действительности.

  1. Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты. Специфика философского знания.

Миф – универсальная форма сознания древних народов. Мифы – специфические описания богов или сверхчеловеческих существ, вовлеченных в необычайные события или обстоятельства во времена неопределенных, но понимаемые как далеко отстоящие от обыденного человеческого опыта. Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ:

- происхождение Вселенной, Земли и Человека

- объяснение природных явлений

- жизнь, судьба, смерть человека и т.д.

Черты мифа:

- очеловечивание природы

- наличие фантастич. Богов

- отсутствие абстрактных размышлений и т.д.

Религия-это наиболее древняя форма мировоззрения, в основании которого лежит вера в существование сверхъестественных сил, управляющих человеком и окружающим его миром. Суть религии в постулировании сверхъестественного источника: Бога, абсолюта, мирового духа и т.д.

Наука- особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Философия- дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

  1. Древнеиндийская философия: единство и различия ортодоксальных и неортодоксальных школ. Духовное постижение Космоса и человека.

Инди́йскаяфилосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

1. ведический период (1500—500 гг. до н. э.),

2. классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

3. период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Веды(дословно знания) – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 века до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды включали в себя:

- священное писание, религиозные гимны(самхиты)

- описание ритуалов

- философские комментарии к Ведам

  1. Древний Китай: основные философские школы, их представители, социально-философские и этические учения.

Кита́йскаяфилосо́фия-является частью восточной философии. В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности. Существую 6 основных школ, это:

- Даосизм- Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Дао – естественный закон самих вещей, путь по которому в своем развитии должны следовать люди, природа и космос. Представитель: Лао-Цзы -древнекитайский философ. Его трактат Лао-Цзы, в нем излагается, что природа,жизнь людей и общество подчиняются естественному закону Дао всех вещей, и вместе с субстанцией Ли, обозн. Воздух, эфир, образуют основу мира.

Конфуцианство-это прежде всего морально- этическое учение, пытавшеесяответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Конфуций - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Его изречения собраны в книге Лунь-Юй (Суждение и беседы). Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Легизм- социальное учение Древнего Китая. Его основателями были Шан Ян и Хань-Фэй. Основной вопрос легизма:как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Основные постулаты легизма:

- человек изначально обладает злой природой

- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам

-государство-главный регулирующий механизм общества

- движущей силой чел. Поступков явл. личные, эгоистические интересы и т.д.

  1. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Проблемы первоначала, становления диалектики.

Античная философия-это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 века до н.э. до 6 века н.э. Основные черты антич. философии: космоцентризм, стихийная диалектика мышления, онтологизм.

Этапы:

-ранняя классика(натуралисты, досократики –Зенон, Фалес) – главные проблемы Космос и его строение

-средняя классика(Сократ и его школа)- сущность человека

-эллинизм(Эпикур, Сенека)-проблемы познания, отношения Бога и человека.

Мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Открывается новый мир - мир мысли, в котором "живут" понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.

Зарождение диалектики связано с периодом античности (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон). Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику.

Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой такой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о, «диалектике понятий», о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает процессы по одному принципу: либо да, либо нет; Объективность диалектического познания — учёт двух принципов познания(нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя).

  1. Софисты и их основные идеи. Сократ.

. Софисты и их основные идеи. Сократ. Софисты, обучавшие искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровергать суждения противной стороны. Для представителей школы софистов (Протагор, Горгий, Критий и др.) характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности

- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли

- неприятие старых традиций, правил, основанных на недоказанном знании

- действительность сущ. только в мыслях человека. Сократ в центр своей философии ставит проблему человека как морального существа. Мыслитель, чье имя стало символом философии, занимался прежде всего природой нравственности человека, определением добра и зла, справедливости любви, то есть того, что составляет суть души человека. Этическая доктрина Сократа:

-познание – главная цель и способность человека

-любое знание есть добро

-любое зло совершается от незнания

Сократ впервые применяет слово диалектика, обозначая им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений. Философ был занят поисками рационального, логического, понятийного обоснования моральной политики и права. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал государством.

  1. Философское учение Аристотеля. Учение об идеях Платона

Аристотель-выд. греч. Философ, автор произведений Физика, Механика, Органон, О душе и др. Философ применял теоретический, эмпирический и нормативный подходы к предмету исследования, анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать философская мысль. 3 вида философии Аристотеля:

- Теоретическая – изучающая проблемы бытия, происхождения всего сущего

- Практическая –изучающая деятельность человека, устройство государства

- Поэтическая

Основные положения философии Аристотеля:

- мир один, это духовно- материальный, реально существующий мир

- вещи и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. следует саму действительность, а не мир идей

- в центре познания должны быть сами вещи и процессы

-человек-часть государства, его личные интересы должны быть строго подчинены общественному благу.

Платон-основоположник идеалистической европейской философии, основатель Академии, автор произведений – апология Сократа, Парменид, Государство,Законы и др. Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Основные положения идеализма Платона:

-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование

- окружающий мир временен и изменчив и не существует как самостоятельная субстанция

- учение о триаде- все сущее состоит из 3 субстанций:единого, ума, души.Озабоченный проблемой лучшей жизни людей, Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Основная идея государства- добродетель, истинное знание, от этого зависит идеальное правление.

  1. Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики».

Античная философия (конец IV-II вв. до н. э) обозначается как эллинистический этап. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видимыми философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

• отсутствие телесного страдания;

• невозмутимость души (атараксия);

• дружба.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. Эпикур (341-270 до н. э) греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела Мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Эпикур основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Декарта. Признавал блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девих Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа.

Стоики. Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портикаСтоаПойкиле, где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя

Представители школы- Сенека, Марк Авелий. Основная идея- освобождение от влияния внешнего мира через самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрости. Характерные черты стоической философии:

- призыв к жизни в согласии с природой и Логосом

- исцеление нравственных недугов, воспитание добродетели

- признание добродетели как знания о добре и зла

- признание государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны и т.д.

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом. Своей вершины скептицизм достиг в учениях Пиррона, Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста, Эмпирика.

Энесидем - греческий философ - скептик, один из учеников Пиррона и тех сторонников платоновской Академии, которые защищали скептицизм. Невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Поступать надо так, как обычно поступают все или как подсказывает та или другая потребность. Философия Энесидема была продуктом поздней греческой классической философии. Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

  1. Средневековая философия мусульманского Востока. Философские взгляды Аль-Фараби, Яссауи, Баласагуни, Кашгари.

Философские взгляды Аль-Фараби, Яссауи, Баласагуни, Кашгари.Исламская философия — совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком. Арабо-язычная философия развивалась параллельно развитию схоластики. Основным смыслом арабо-язычной философии было защитить ислам и его церковные догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией. Арабо-язычная философия развив не только в лоне религии, но и в лоне науки. Основные направления арабо-язычной философии периода зарождения: школа мутакаллимов, школа мутазилитов, суфизм.

Мутакаллимы обосновывали религиозные догмы ислама.

Основные положения мутазилитов:

- отказ от догм ислама о происхождении мира, человека, преопределенности судьбы

-отождествление Бога и Вселенной

- вера в разум человека и силу

Суффизм рассматривал высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и созерцание.

Аль-Фараби-выд. представитель восточного перипатетизма. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что и получил прозвище Второй учитель. Он сформулировал следующ идеи:

-решение проблемы возникновения мира в духе концепции эманиции-умножения бытия, в результате чего возникают земные стихии:люди,животные, растения.

-именно филоофия позволяет человеку понять сущность бытия

- сущность вещей познается умом, который должен прежде всего опираться на логику, но использовать материал, поставляемый органами чувств.

Юсуф Баласагуни–крупнейший поэт 11 века, гениальный мыслитель, философ, ученый. В своих работах он рассматривает методы управления страной, принципы человечности, правила и законы, имеющие общественно-политические значение, обычаи и традиции своей эпохи. Его книга КутадгуБилик является первым энциклопедическим произведением, написанным не на официальном лит языке, а на родном языке тюрков. Поэма КутадгуБилик не только политический трактат, она является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в ней собран и обобшен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. Мировоззрение Баласагуни определяет разнородные доисламские верования: зороастризм, манихейство, тенгрианство и т.д.Под влиянием взгядов крупных перипатетиков Востока (Аль-Фараби, Беруни, Ибн Сины) у Баласагына формируется пантеистический взгляд на окружающий мир. Ибо, по его глубокому убеждению, сотворенный богом мир существует и развивается самостоятельно по своим внутренним закономерностям. Учение Баласагына о строении Вселенной имеет много общего с системой Аристотеля-Пталомея. Однако, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности Земли, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних философов, он считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, воздух, вода и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. По его концепции 4 природных элемента не только качественно отличаются друг от друга, но и тесно связаны между собой. Отсюда он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Наивный материализм Жусупа тесно связан с его стихийно-диалектическим воззрением. Он утверждал, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно.

В области гносеологии философ выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. В теории познания поэта имеются материалистические тенденции. Как и другие представители восточного перипатетизма, он выступает как рационалист и рассматривает разум как творческую силу, инструмент познания существенных связей предметов материального мира. По его концепции разум озаряет человека светом знаний. В то время поэт не отрицал роли чувственного восприятия в познании истины. Взгляды мыслителя на общество и человека несет в себе глубокий гуманизм и насыщены рационалистическим подходом к осмыслению процессов, происходящих в обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагын внес значительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззрения прогрессивных мыслителей Средневековья.

Ахмед Яссауи- признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. О Яссауи говорят как об основателе тюркского пути мистического познания в исламе. Стержневая мысль мировоззрения Яссауи в том, что он осознал человека как активно-нравственное начало, действующее в 2 направлениях. Во 1 в направлении приобретения субъектом познания духовного опыта. Во 2 в направлении самовыражения духовного опыта, который явл. отдачей света познания, спроецированного из внутренних глубин на внешний окружающий мир.

  1. Средневековая философия Западной Европы. Религиозные основы и идеи христианства.

Европейская средневековая христианская философия занимает период с 1 по 15 век. Если в центре философских изысканий античности был чувственно-материальный космос, то в средние века предметом философских изысканий часто выступает единый Бог, который считается творцом природы и человека. Все определяется единственным божественным началом, а такие свойства бытия, как вечность, неуничтожимость и т.д., становятся атрибутами божества. Бог непознаваем, но может открываться человеку в результате откровения. Зарождающееся христианство должно было бороться за свое место под солнцем с античной языческой филосфией. 3 основные тенденции:1.полностью отвергается античная образованность и философия, и все истинное и доброе исходит лишь из божественного откровения.2.античная философия принимается положительно как инструмент познания Бога.3.гармоническое сотрудничество между божественной и философской мудростью при признании первенства божественного принципа. Основные особенности христианской философии:

- теоцентризм (высшая реальность-Бог)

- изучение космоса, природы, явлений окружающего мира как второстепенного

- рассмотрение человека как творения Бога

- познание мира через познание Бога и т.д.

Основные черты средневековой философии: теоцентризм(это такое понимание мира, в котором историзм и причина всего сущего выступает Бог, он центр мироздания),креационизм(человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданным Творцом или Богом), теодицея(это религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире), эсхаталогия(это религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира), провиденциализм(так называется историко-философское направление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственного проявления в них провидения), вера выше разума(основной принцип заключается в том, что запрещено идти в соответствии со знанием, с разумом). Схоластика-тип религиозной философии стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства.

  1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии.

Философия эпохи возрождения возникает в 14-17 веках. И характеризуется антицерковной, антисхоластической направленностью, устремленностью к человеку, верой в его физический и духовный потенциал. Предпосылками возникновения эпохи Возрождения были:

- совершенствование орудий труда

- развитие ремесла и торговли

- усиление городов, превращение их в культурные и политические центры

- кризис Церкви и схоластической философии

- повышение уровня образованности.

В период Возрождения формируются 2 новые философские направления: пантеизм и деизм. Пантеизм - религиозное и философскоеучение, объединяющее, и иногда отождествляющееБога и мир. Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

широкое распространение идеи социального равенства.

  1. Становление новой космологии, философский кантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др.

Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, парохода, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания - все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Изменяется средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, данное Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм (<Бог во всем>). Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464 гг). Николай Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно - Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения.

  1. Философия и научная революция 17 века. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII в. В последней трети XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII в. (1642-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции. Фрэнсис Бэкон-английский философ, основатель эмпирического(опытного) направления философии. Суть философии идей Бэкона-эмпиризма—заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи опыта и знания-помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Философское кредо Бэкона: Знание – сила.

Рене Декарт-основоположник рационализма, то есть идеи, согласно которой основой бытия и познания является разум. Философ обосновал идею ведущей роли разума в познании:

- в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни чувствам.

- поэтому надо отвергнуть все прежние знания, а на их место поставить вновь добрые или старые, но проверенные разумом

- отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом. Философское кредо Декарта: Я мыслю, следовательно, я существую. Пути человеческого познания (они разнонаправлены, но ведут к 1 результату):

Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную). В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Декарт предполагает наличие Бога, который вкладывает в сознание человека врожденные идеи.

  1. Субъективный идеализм в философии Нового времени: (Беркли, Юм)

Субъекти́вныйидеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознаниясубъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:

во-первых, единственной реальностью является идея;

во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

1.само понятие материи ложно;

2. существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

3.материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

4. наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

5.единственная очевидная реальность есть сознание человека;

6.со смертью человека и его сознания исчезает все;

7. идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

8. высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

. Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

1.проблема отношения бытия и духа неразрешима;

2.человеческое сознание склонно к идеям;

3. сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

4. без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

5. человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;

6.аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

  1. Просветительская философия в Европе в 18 веке. (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Гердер и др.)

Философия XVIII в. в Европе продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшее обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. В эпоху просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании). Развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века. Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Франсуа Вольтер-выступал против религии, считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не может достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие, видел необходимость в признании Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности.

Дени Дидро-признавал материю единственно существующей субстанцией, движение объяснял таким свойством материи, как разнородность(взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению), отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи.

Гольбах Поль Анри (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Г. предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Г., материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение Г. определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Г., была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Г. стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Г., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Г., как и Гельвеции, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Г. был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев. В теории познания Г. придерживался принципа материалистического сенсуализма, был непримиримым противником агностицизма и учения о врожденных идеях. Саркастически остроумно Г. выступал с критикой религии и церкви. Г., наряду с Гельвецием, сыграл большую роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.Не до конца

  1. Общая характеристика классической немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии И. Канта.

Немецкая философия- уникальное явление мировой философской мысли. Ее основными направлениями являются:

- немецкая классическая философия

- материализм

- иррационализм

Немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими чертами:

- своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры

- классические немецкие философы полагали, что философия признана быть критической совестью культуры

- исследовались не только человеческая история, но человеческая сущность

- все представители немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий и идей.

Георг Гегель- представитель идеалистической линии в немецкой классической философии, создатель системы абсолютного идеализма, автор Феноменологии духа, Наука логики, Философия права. Главная идея онтологии Гегеля- отождествление бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие абсолютной идеи. Абсолютная идея- это единственно существующая подлинная реальность, мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Важным онтологическим понятием философии Гегеля явл. отчуждение. После отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерны ход истории возвращается снова к самому себе. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю,- основополагающий закон развития и существования мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Иммануил Кант- основоположник немецкого классического идеализма. Философские выводы Канта:

- проблемы бытия, природы, естествознания- природа имеет свою историю во времени, а не вечна и неизменна, движение и покой относительны, все живое на земле, в том числе и человек, результат естественной биологической эволюции.

- проблема познания- идея агностицизма, то есть невозможности познания окружающей действительности.

- проблема морали- чистая нравственность- признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное, между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие и т.д.

-идея всеобщей целосообразности- целесообразность в эстетике человек наделен способностями, которые должны максимально успешно использовать в различных сферах жизни. Вещь в себе-одно из центральных понятий всей философии Канта. Вещь в себе – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не буде познана разумом. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – вещей в себе, но не их внутреннюю сущность. Вопросы: Что я могу знать?, Что я должен делать?, На что я могу надеяться?, Что такое человек?.Теория познания Канта: Разум-способность к умозаключению, доходящим до идей, Рассудок-спосбность к понятиям и суждениям, Чувственность- способность к ощущениям.

  1. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы материалистического мировоззрения. Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире. Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность различия между "я" и "ты". Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть свобода и бесконечность.Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от бога, ни от философии людей. Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он стоит на позициях сенсуализма.Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей. Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической философии, материализма Маркса и Энгельса.

  1. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность личности.

понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся.

Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и, вместе с тем, типичного, социального. Личность, таким образом, может проявляться как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: