Трехфакторная модель лидерства

В последние годы для оценки свойств лидеров приобрели популярность две тестовые методики — многофакторный опросник лидерства(МОЛ/МLQ), который был предложен Б. Басе и Б. Аволо, и опросник управленческой практики (ОУП) разработанный Юлом (1990). Опросник МОЛ может быть использован для определения потребностей в развитии у лидеров, находящихся на самом верху управленческой иерархии. Опросник ОУП рекомендовано использовать в целях создания обратной связи для менеджеров среднего уровня. Басе и Аволо в 1994 г. предложили гипотезу, в соответствии с которой трансформационное лидерство моделируется четырьмя координатами:

первая — идеализированное влияние;

вторая — инспирированная лидером мотивация;

третья - интеллектуальная стимуляция;

четвертая — индивидуальный подход.

Современная таксономия видов поведения менеджеров включает 14 категорий поведения. На этой базе построена методика опросника ОУП.

Совместное исследование обеих методик, проведенное Дж.Б. Трейси и Т.Р. Хинкином (1998) и основанное на факторном анализе полученных результатов, показало, во-первых, значительное сходство обеих методик и, во-вторых, некоторое новое пространство из трех факторов (координат), в котором может быть оценено лидерство:

а) первая координата — нетривиальность — касается нетрадиционных подходов, которые лидер использует при решении проблем, принятии решений, совершенствовании функционирования собственной организации;

б) вторая координата — забота - касается индивидуального подхода к каждому последователю, выявлению его сильных сторон и его продвижению вверх по служебной лестнице;

в) третья координата — видение — касается прогноза будущего, точности прогноза, ориентации лидера на цели, проявляемые им в поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: