Правила реализации модульной технологии

  • крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению;
  • преимущественно самостоятельная проработка учащимися учебного материала;
  • управление учением посредством программы (последовательности заданий и этапов учебной работы) и алгоритмов познавательной деятельности (т.е. посредством учебно-методического комплекса, называемого модулем);
  • открытость методической системы преподавателя (программа изучения материала и планирования работы на уроке сообщается учащимся заранее)
  • возможность выбора учащимися уровня усвоения (форм, места, и темпа изучения материалов);
  • добровольность домашней работы;
  • создание условий для успешной познавательной деятельности для каждого студента;
  • перспективное нацеливание учащихся на критерии и содержания контроля;
  • демонстрация безграничного доверия к студенту, уверенность в его возможностях;
  • свободный контроль и взаимопомощь в процессе работы в аудитории;
  • только содержательный (безотметочный) оперативный текущий контроль;
  • оценка результатов по итоговому контролю (а не как среднее арифметическое текущих результатов);
  • возможность реализовать себя в творческой деятельности;
  • участие студентов в эффективности учебного процесса.

Студенты при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.

Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированному обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Многие российские институты дистанционного образования (например, СГУ – Современный гуманитарный университет) строят свои учебные программы именно на основе модулей. Это делает возможным охватить процессом обучения большое количество учащихся, поставить обучение “на поток”.

Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о степени своей “продвинутости”. Каждый модуль содержит программу действия, банк информации и методическое руководство по достижению целей. Таким образом в модульном обучении реализуется педагогика, связанная с алгоритмизацией учебного процесса. Уменьшается число лекций, поскольку большую часть времени студент работает самостоятельно. Роль преподавателя в значительной степени сводится к проведению индивидуальных консультаций. Индивидуализация обучения проявляется также в возможности создания разных модулей для студентов различной ориентации. Изучение каждого модуля завершается проведением самоконтроля и контроля.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной специальности. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса. Проблема заключается в том, что разработать критерии знаний и умений, а также их оценки – дело очень трудоемкое. Видимо поэтому в российских школах и вузах рейтинговый контроль не нашел широкого распространения.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов) т.е. основной принцип рейтингового контроля – это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы студентов.

После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.

Учащиеся могут повысить модульные оценки только в период между сессиями, на экзамене они повышению не подлежат. При проведении итогового контроля вопросы экзамена должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля, причем учащиеся должны заранее знать эти экзаменационные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: