Способность обучающегося самостоятельно работать с информацией

Самостоятельная работа в ДО является основным элементом учебной деятельности. Можно выделить несколько уровней готовности обучающегося к самостоятельной работе:

· Высокий уровень, когда преобладает познавательный, профессиональный мотив.

· Промежуточный, когда проявляется широкий круг разнородных мотивов, актуализированный постановкой различных проблем.

· Низкий, когда преобладает внешнее побуждение, например, необходимость сдачи зачета или экзамена.

В качестве ведущих мотивов самостоятельной деятельности могут выступать учебно-познавательные и профессиональные мотивы. Конкретными стимулами могут оказаться интерес, ответственность, страх отчисления и т. д. Разные по содержанию мотивы придают деятельности различный смысл, обуславливая ее качество.

Необходимо учитывать тот факт, что осуществлению самостоятельной деятельности нередко мешают некоторые психологические проблемы, среди которых – отсутствие опыта самостоятельной работы, неразвитость волевой саморегуляции, влияние групповых установок, последствия непризнания результата и др.

Таким образом, учет методических и психологических особенностей ДО является необходимым условием в организации обучения на расстоянии.

Сформулированные принципы должны быть положены в основу содержательной части ДО – электронных курсов. Известно, что создание мультимедиа-обучающих программ связано с проблемами передачи информации в электронном виде и ее восприятием. И здесь особенно важно максимально учесть психолого – педагогические принципы построения учебного материала. (Демкин В. Психолого – педагогические особенности ДО//Высшее образование в России -2000 г. - № 3 – стр. 124 – 127).

На сегодняшний день система ДО представляет собой сложный комплекс аппаратных, программных и методических средств, включающий в себя серверы и рабочие станции, персональные компьютеры, средства коммуникации, аудио- и видеотехнику с соответствующим общесистемным и сетевым программным обеспечением, системами управления локальными и централизованными банками данных и знаний, обучающими программами и инструментальными средствами их создания.

Очевидно, что ДО завоюет себе право на жизнь и будет успешно развиваться лишь в том случае, если оно:

1. сохранит все необходимые условия педагогического процесса как такового

2. предложит потребителям продукт с такими параметрами, которые сделают его доступным по цене и в этом отношении конкурентоспособным с традиционным образованием.

Современная система ДО должна обладать необходимой открытостью, универсальностью и возможностью использования интегрированной базы данных. Под открытостью системы ДО понимается то, что она представляет необходимые по объему и качеству информационные учебные курсы не только любому пользователю – студенту, но и неограниченные возможности для преподавателя в процессе разработки и совершенствования учебных курсов.

Универсальность обеспечивается тем, что система предоставляет реальную возможность использовать любые формы тестовых заданий и развитию системы сценариев обучения.

Использование интегрированных баз данных дает возможность сравнительно легко наращивать систему обучения и обеспечивать процесс приобретения обучающимися знаний по индивидуальному плану, разработанного для каждого студента с учетом его уровня подготовки и интеллектуальных способностей.

Делая вывод можно сказать, что система ДО на сегодняшний день завоевывает свои позиции в образовательном процессе. Для нашей страны с ее огромными территориями и рассредоточенностью населения, неравномерностью развития инфраструктуры, приведшей к существенным разрывам в обеспечении населения образовательными услугами, развитие ДО представляется одним из наиболее важных элементов стратегии выхода страны на уровень высокоинтеллектуальной и демократичной державы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: