Половине XVII – начале XIX вв.
1. Завоевание Китая маньчжурами.
2. Социально-экономическое развитие китайского общества в XVII-XVIII вв.
3. Государственный и политический строй Цинской империи.
4. Цинский Китай и внешний мир.
5. Русские публицисты о Китае.
Методические рекомендации.
Приступая к изучению темы, охарактеризуйте социально-экономическую и политическую ситуацию в Китае накануне маньчжурского вторжения и определите причины завоевания Китая маньчжурами.
Вопрос о хозяйственной и социальной жизни Китая предусматривает анализ источников. Охарактеризуйте поземельные отношения в цинском Китае, особенности в организации ремесла и торговли. Отметьте те изменения в социально-экономическом развитии, которые произошли в результате маньчжурского завоевания.
Характеризуя государственный и политический строй цинского Китая, обратите внимание на две противостоящие друг другу тенденции: стремление Цинов противопоставить себя основной массе населения завоеванного Китая и активное заимствование основных достижений китайской цивилизации. Подумайте, какая из этих тенденций оказалась сильнее и почему?
Отношение Цинов к внешнему миру заслуживает особого внимания. Покажите связь внешнеполитической доктрины маньчжурской династии с нормами конфуцианской идеологии. Определите причины самоизоляции Китая. Что демонстрировала эта политика – силу или слабость Китая?
Изучите взгляды русских публицистов на особенности исторического развития Китая. Выявите их отношение к маньчжурскому владычеству.
Источники и литература.
1. Практикум по новой истории стран Азии. М., 1990.
2. Новая история Китая. М., 1972.
3. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
4. Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Т. 1.
5. Сенюткин С.Б. Новая история Китая и Японии. Н. Новгород, 1996.
Задания для самостоятельной работы.
Для подготовки к занятию необходимо:
1.прочитать специальную литературу, указанную выше,
2.изучить карту Китая, обращая внимание на внешнее окружение, внутреннее деление, островные территории, важные географические пункты и объекты,