Тема 18. Управление государственным долгом

Общая характеристика мероприятий в области управления долгом. Методы управления внутренним и внешним долгом. Влияние на эффективность государственного кредита конверсии, консолидации государственного долга, унификации ценных бумаг и их обмена по прогрессивному соотношению, отсрочки погашения займов.

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

- Обслуживание и погашение государственного долга;

- Выпуск и размещение новых облигационных займов:

- Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

- Регулирование рынка государственного кредита;

- Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Крупнейшие должники России: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Йемен, Ливия, Алжир, а также КНДР, Египет, Ангола и т. д. Значительная часть задолженности (50 %) считается безнадежной. Из 57 стран примерно 1/3 выполняет свои долговые обязательства.

Пути решения проблемы задолженности:

1. Конверсия долгов в собственность, другие активы стран-должников. Конверсия долгов в инвестиции в странах-должниках. Этот путь позволит России укрепить и расширить свои позиции в государствах-должниках, причем в наиболее перспективных отраслях.

2. Получение от заемщиков различных товаров для насыщения внутреннего рынка (сырьевые, потребительские, продукция тропического земледелия). Недостаток этого способа в том, что большинство наших должников просто не имеют подобной продукции, а если она и есть, то ее предпочитают продавать на мировом рынке за твердую валюту.

4. Аукционы по продаже обязательств иностранных должников России ее коммерческим банкам и фирмам, которые заинтересованы либо в приобретении товаров в этой стране, либо в длительном производственно-техническом сотрудничестве. Погашение части долга национальной валютой.

5. Установление путем договоров определенной доли от суммы долга, которую страна-должник обязуется выплатить, а остальная часть просто списывается.

Одна из основных проблем для России – участие в международных санкциях против ряда развивающихся стран, которые являются нашими традиционными торговыми партнерами и должниками. Убытки от этого участия достигают 30 млрд долл. Другая проблема состоит в том, что члены Парижского и Лондонского клубов готовы списать самым бедным странам (их 47) их долги, среди которых много российских должников.

Страны СНГ должны России многомиллиардные суммы за поставки энергоносителей и другую российскую продукцию. Кроме того, что РФ является крупным должником, существует еще одна проблема: Россия является также кредитором. Из 57 стран-должников на 18 государств приходится 94 % общей задолженности РФ. Из них на Кубу приходится 18,4 %, Монголию – 11,4, Вьетнам– 10,6.

Пути решения:

- приостановка поставок российских товаров в страны-неплательщики;

- повышение штрафов до размеров, превышающих учетную ставку, за задержку банками перевода поступивших от клиентов средств;

- расширение практики предоплаты поставок по заключенным договорам;

- выплата задолженности имуществом стран-должников или оказание ими услуг России (строительство жилья на ее территории или возведение других объектов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: