Таблица 3.5
N пп | Агрегат, система, груз | Gi, даН | xi,м | Cixi, даН м |
1. Конструкция | ||||
Крыло | ||||
Фюзеляж | ||||
Горизонтальное оперение | ||||
Вертикальное оперение | ||||
Передняя стойка шасси | ||||
Главные стойки шасси | ||||
2. Силовая установка | ||||
7а | Двигатели (с мотогондолами) средние | |||
7б | Двигатели (с мотогондолами) крайние | |||
7в | Другие составляющие С.У. | |||
3. Оборудование и управление | ||||
8а | Оборудование в носовом отсеке | |||
8б | Оборудование в среднем отсеке | |||
4. Снаряжение | ||||
9а | Экипаж (включая стюардесс) | |||
9б | Специальное оборудование | |||
Пустой снаряженный самолет | ||||
5. Топливо | ||||
10а | В крыле | |||
10б | В центроплане | |||
10в | В фюзеляже | |||
6. Целевая нагрузка | ||||
11а | Целевая нагрузка в переднем отсеке | |||
11б | Целевая нагрузка в среднем отсеке | |||
11в | Целевая нагрузка в заднем отсеке | |||
Сумма | å Gi | å Gi xi |
Приведем формулы, позволяющие определить:
|
|
– положение центра тяжести самолета относительно «0» дистанции.
- положение центра тяжести самолета относительно средней аэродинамической хорды ba (центровку самолета)
– изменение центровки самолета при перемещении груза с дистанции на дистанцию .
– изменение центровки самолета при сбросе груза с относительным весом с дистанции .;
«0» дист.
Рис.3.13. Центровочная схема самолета.
Центровка рассчитывается для следующих вариантов загрузки:
· полностью загруженный самолет (взлетный вес);
o пустой снаряженный самолет (без целевой нагрузки и топлива);
o предельный посадочный случай (нагрузка на борту, топлива нет);
o перегоночный случай (полный запас топлива, нагрузка отсутствует).
На основании расчета центровки может быть построен центровочный график (см. рис. 8.22 учебника [1]).
Предельные значения центровки (диапазон центровок) определяются из условия:
Предельно передняя центровка - Xт пп
– минимизации потерь на балансировку;
- обеспечения заданной маневренности;
- возможности отрыва носового колеса от ВПП при взлёте;
- балансировки на взлёте и посадке при выпущенной механизации крыла;
Предельно задняя центровка - Xт пз
– обеспечения заданной степени статической устойчивости mzCy
- не переваливания самолета «на хвост» при посадке и стоянке;
|
|
- балансировки самолета на отдельных режимах;
В итоге объемно-весовой компоновки получаем работоспособный вариант самолета (фюзеляжа) с максимально возможной плотностью заполнения и заданной центровкой. Чертеж этого варианта (рис. 3.9д) является основой для заключительного этапа структурного синтеза самолета, а именно конструктивно-силовой компоновки.