Количество i- го загрязняющего вещества М i, сбрасываемого со сточными водами в водоём, т/год, определяется по формуле
(4.6)
где Сi – фактическая концентрация i -го загрязняющего вещества, мг/дм3 или г/м3;
q – расход сточных вод, м3/год.
Аналогично определяются годовые предельно допустимые сбросы вредных веществ М i ПДС – см. формулу (4.1). При этом величина концентрации Сiдоп подставляется в мг/дм3, что численно равно концентрации в г/м3. Пересчёт в тонны на год делается с помощью сомножителя 10-6.
Если фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами М i год, меньше предельно допустимых сбросов М i ПДС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.1).
Когда фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами M i год, больше, чем предельно допустимые сбросы M i ПДС, но в пределах лимитированных значений MiВСС, то плата рассчитывается по формуле (1.2). если же фактические сбросы загрязняющих веществ со сточными водами выше лимитированных значений MiВСС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.3).
|
|
Следует обратить внимание на то, что коэффициент экологической ситуации Кэ определяется для водных объектов по бассейнам основных рек по табл. 1.6, а норматив платы Цi за сброс 1 т загрязняющих веществ – по табл. 1.2.
Если на сбросы загрязнений в водоём нет разрешений соответствующих экологических органов, то расчёт платы ведётся по формуле (1.5).
Пример 4.1
Предприятие сбрасывает сточные воды в реку с концентрацией взвешенных веществ Св.в. = 1000 мг/дм3 и нефтепродуктов Сн = 50 мг/дм3 в количестве q = 20000 м3/год. Расчётная кратность разбавления n = 100 раз. Содержание взвешенных веществ в реке Св.в.0 = 9,8 мг/дм3, а нефтепродуктов Сн0 = 0,05 мг/дм3. Рассчитать плату за сброс загрязняющих веществ в бассейн р. Дон (Ростовская область) в 2005 г.
Расчёт
1 Определяем допустимую концентрацию взвешенных веществ в сточной воде по формуле (4.3), полагая, что река первой категории:
, мг/дм3.
Для реки Су = 0,25 мг/дм3; С0 = 9,8 мг/дм3, тогда
мг/дм3.
2 Определяем допустимую концентрацию нефтепродуктов в сточных водах по формуле (4.4):
.
Из табл. 4.1 следует, что ПДКв нефтепродуктов в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения равна 0,1 мг/дм3, а Сн0 = 0,05 мг/дм3, тогда
мг/дм3.
3 Рассчитаем фактические годовые сбросы взвешенных веществ:
, т/год;
Мв.в.год = 1000 · 20000 · 10-6 = 20 т/год.
4 Рассчитаем фактические годовые сбросы нефтепродуктов:
, т/год;
Мнгод = 10-6 · 50 · 20000 = 1 т/год.
5 Определяем предельно допустимые сбросы взвешенных веществ:
т/год;
Мв.в.ПДС = 34,8 · 20000 · 10-6 = 0,696 т/год.
6 Определяем предельно допустимые сбросы нефтепродуктов:
т/год;
|
|
МнПДС = 5,05 · 20000 · 10-6 = 0,1 т/год.
7 Сравниваем фактические и предельно допустимые значения сбрасываемых веществ. Так как фактические сбросы взвешенных веществ и нефтепродуктов превышают предельно допустимые значения, то плата за них определяется по формуле (1.2).
Таблица 4.1
Предельно допустимые концентрации вредных веществ
в водных объектах, мг/л
Наименование ингредиента | Водные объекты хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения | Водные объекты рыбохозяйственного назначения | ||
Лимитирующий показатель вредности | ПДКв | Лимитирующий показатель вредности | ПДКрх | |
Аммиак | Общесанитарный | 2,0 | Токсикологический | 0,5 |
Ацетон | Общесанитарный | 0,06 | То же | – |
Бензол | Санитарно-токсикологический | 0,50 | » | 0,5 |
Бром | То же | 0,2 | » | – |
Барий | Органолептический | 4,0 | » | – |
Ванадий | Санитарно-токсикологический | 0,1 | » | – |
Дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ) | То же | 0,1 | » | Недопустим |
Дихлорэтан | Органолептический | 2,0 | » | – |
Железо | То же | 0,5 | » | – |
Окончание табл. 4.1
Кадмий | Санитарно-токсикологический | 0,01 | » | 0,05 |
Кобальт | То же | 1,0 | » | 0,01 |
Капролактам | Общесанитарный | 1,0 | » | – |
Керосин | Органолептический | 0,1 | » | – |
Карбофос | То же | 0,03 | » | 0,05 |
Медь | » | 1,0 | » | – |
Мышьяк | Санитарно-токсикологический | 0,05 | » | 0,05 |
Молибден | Общесанитарный | 0,5 | » | – |
Метилмеркаптан | Органолептический | 0,0002 | » | – |
Нитраты по азоту | Общесанитарный | 10,0 | » | 0,1 |
Нефть многосернистая | Органолептический | 0,1 | Рыбохозяйственный | 0,05 |
Никель | Санитарно-токсикологический | 0,1 | Токсикологический | 0,01 |
Ртуть | Общесанитарный | 0,05 | То же | – |
Свинец | То же | 0,1 | Общесанитарный | 0,1 |
Селен | » | 0,001 | То же | – |
Сурьма | » | 0,05 | » | – |
Стирол | Органолептический | 0,1 | Органолептический | 0,1 |
Силикат натрия | Санитарно-токсикологический | 50,0 | Органолептический | – |
Стронций | То же | 2,0 | То же | - |
Сульфиды | Общесанитарный | – | – | |
Фенол | Органолептический | 0,001 | Рыбохозяйственный | 0,001 |
Формальдегид | Общесанитарный | 0,5 | То же | – |
Фреоны | Санитарно-токсикологический | 10,0 | » | – |
Фтор | То же | 1,5 | Токсикологический | 0,05 |
Хлор активный | Общесанитраный | – | То же | – |
Хром | Органолептический | 0,1 | Санитарно-токсикологический | 0,001 |
Цианиды | Санитарно-токсикологический | 0,1 | Токсикологический | 1,0 |
Цинк | Общесанитарный | 1,0 | То же | 0,1 |
8 Рассчитаем плату за загрязнение реки взвешенными веществами, если эти сбросы разрешены (лимитированы):
Пв.в.= Мв.в.ПДС· Цв.в. · Кв · Кэ· Ки+ (Мв.в.ф–Мв.в.ПДС) ·5Цв.в. · Кв · Кэ · Ки, руб./год.
Так как Мв.в.ПДС = 0,7 т/год; Мв.в.ф = 20 т/год; Цв.в. = 366 руб./т; Ки = 1,2 в 2005 г.; Кэ = 1,56 (по табл. 1.6); Кв = 9,8: (0,25 + 9,8) = 0,975,
то Пв.в. = 0,7 · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 + 5(20–0,7) · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 =
= 64931,86 руб./год.
9 Определяем плату за загрязнение реки нефтепродуктами. Так как МнПДС = 0,1 т/год; Мнф = 1 т/год; Цн = 5510 руб./т,
то Пн = 0,1 · 5510 · 1,56 · 1,2 + (1–0,1) · 5 · 5510 · 1,56 · 1,2 =
= 45662,47 руб./год.
10 Общая плата за загрязнение реки сбросами равна:
64,93 + 45,66 = 110,59 тыс. руб./год.
11 Анализ составляющих платы за загрязнение реки сбросами показывает, что большая часть приходится на плату за превышение фактических сбросов над предельно допустимыми, поэтому необходимо разработать мероприятия по уменьшению сбросов. С этой целью рекомендуется перед сбросом сточных вод в водоём осуществить их очистку с эффективностью:
– по взвешенным веществам:
;
– по нефтепродуктам:
;
Пример 4.2
Определить, как изменятся платежи за сбросы загрязняющих веществ в примере 4.1, если предприятие не выполнило мероприятия по сокращению сбросов загрязняющих веществ в реку, а разрешённые лимитированные сбросы составили величину, в К = 1,1 раза больше, чем ПДС.
|
|
Расчёт
По данным примера 4.1 фактические сбросы взвешенных веществ составляют Мв.в.ф = 20 т/год при нормативе допустимых сбросов Мв.в.ПДС = 0,7 т/год; а фактические сбросы нефтепродуктов Мнф = 1 т/год при МнПДС = 0,1 т/год. Лимитированные сбросы МВСС в 1,1 раза больше ПДС и составляют:
Мв.в.ВСС = 1,1 · 0,7 = 0,77 т/год;
МнВСС = 1,1 · 0,1 = 0,11 т/год.
Сравнивая фактические сбросы со сточными водами взвешенных веществ и нефтепродуктов с лимитированными, делаем вывод о том, что они значительно больше разрешённых значений. Плату за сброс в 2005 г. следует провести по формуле (1.3):
П i = МПДС i ·Ц i · Кэ · Ки + 5 (МВСС i –МПДС i) · Ц i · Кэ · Ки +
+ 25 (Мф i – МВСС i) · Ц i · Кэ · Ки, руб./год.
Тогда в 2005 г. при Ки = 1,2 плата за сброс взвешенных веществ в реку составит:
Пв.в. = 0,7 · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 + 5 (0,77–0,7) · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 +
+ 25 (20–0,77) · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 =
= 467,63 + 199,84 + 321152,15 = 321819,58 руб./год.
Плата за сброс в 2005 г. со сточными водами нефтепродуктов равна:
Пн = 0,1 ·5510 · 1,56 · 1,2 + 5 (0,11–0,1) · 5510 · 1,56 · 1,2 +
+ 25 (1,0–0,11) · 5510 · 1,56 · 1,2 =
= 1031,48 + 515,73 + 229502,52 = 231049,73 руб./год.
Общие платежи в 2005 г. за сбросы загрязняющих веществ составят:
321,82 + 231,05 = 552,87 тыс. руб./год.
Таким образом, в 2005 г. плата за загрязнение реки возросла с
110,59 тыс.руб. до 552,87 тыс. руб., т. е. на
552,87 – 110,59 = 442,28 тыс. руб.