Внедрение и развитие новых методов хозяйствования на основе информационных технологий ─ характерная черта экономики и менеджмента. Значительную роль в этих процессах играют научные фундаментальные и прикладные исследования. В Федеральном законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Рассматривая исследования как работу в терминах SADT-методологии модель процесса исследования можно представить в виде рис.1.1.
Рис. 1.1. Модель процесса исследования
Входом научно-исследовательской работы являются:
- проблемы, выделенные исследователем для решения;
- методы, модели, законы, закономерности и т.д.;
- новейшие результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в данной области;
- научная информация, на базе которой формируются новые знания.
Управляющими факторами, под действием которых выполняется преобразование входных потоков информации в выходные, являются парадигмы, концепции, методологии, уровень мировых достижений в достижений в решении рассматриваемого круга задач. Результатом (выходом) научно-исследовательской работы выступают новые знания (закономерности, методологии, принципы, модели, методы и т.д.) и новая научная информация, которая может быть оформлена в виде научных отчетов, диссертаций, статей, монографий, докладов. Научно-исследовательская деятельность может выполняться коллективами или отдельными физическими лицами с применением необходимого инструментария, технических средств и финансирования.
|
|
Основными характеристиками исследования являются: тема и объект исследования, предмет исследования, цель, научная идея или концепция, задачи исследования, теоретическая и практическая значимость, выводы исследования и рекомендации.
Тема исследования очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования и содержит в себе направленность на принятие решения.
Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Объект исследования ─ это носитель проблемной ситуации, на которую направлена исследовательская работа.
Предмет исследований ─ свойство, поведение, функционирование объекта, подлежащего непосредственному изучению. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное.
|
|
Научная идея ─ первоначальный замысел, который в процессе исследования может трансформироваться от идеи к ее реализации.
Концепция ─ руководящая идея или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений или процессов, происходящих в обществе.
Задачи исследования формулируются как конкретные этапы решения представленной проблемы и являются, по сути, содержательной детализацией поставленной цели.
Оценка исследования осуществляется как с точки зрения теоретической ценности (новизна исследования, актуальность, оригинальность), так и с позиций практической значимости.
Заключение формируется в конце научного исследования и содержит основные выводы, результаты по каждой поставленной задаче.
Формирование новых знаний базируется на применении различных видов коммуникационного взаимодействия, к которым, в первую очередь, относятся устная и письменная речь, естественные и искусственные языки. В процессе обмена научными знаниями между людьми в различных сферах человеческой деятельности используются разнообразные виды коммуникаций. В их числе важную научную роль играют дисциплины о строении и формировании устной и письменной речи, среди которых можно выделить традиционную риторику (bene dicendi scientia - «наука о хорошей речи»).