Операторы ввода, вывода и присваивания позволяют создавать линейные программы, то есть программы, в которых все операторы выполняются в порядке их описания. Следующая программа предназначена для нахождения суммы цифр трехзначного числа. В фигурных скобках записываются комментарии.
program digits_sum;
var n: 100.. 999; {для хранения трехзначного числа}
a, b, c:0.. 9; { для хранения цифр числа n}
begin
write(‘Введите трехзначное число ‘); {подсказка пользователю}
read(n);
a:= n mod 10 { а - младшая цифра n}
b:= n div 10 mod 10 { b - средняя цифра n }
c:= n div 100 {с - старшая цифра n };
writeLn(‘Сумма цифр числа ’, n, ‘ равна ’, a+b+c)
end.
Для n = 459 будет выведено: «Сумма цифр числа 459 равна 18».
14. ОПЕРАТОР БЕЗУСЛОВНОГО ПЕРЕХОДА
Оператор безусловного перехода g oto позволяет нарушить естественный порядок выполнения действий и передать управление из одной части программы в другую:
Выполнение этого оператора заключается в передаче управления оператору, помеченному меткой.
Метка - целое неотрицательное число от 0 до 9999, а в ТР метка может быть и идентификатором. Все метки описываются в разделе описания меток в виде
Порядок перечисления меток произвольный.
С помощью оператора goto нельзя передать управление из основной программы в подпрограмму и наоборот, нельзя передать управление в тело оператора цикла, оператору любой из ветвей условного оператора или переключателя.
Оператор, помеченный меткой, имеет вид
Оператор безусловного перехода в структурном программировании не используется.
15. ПУСТОЙ ОПЕРАТОР
|
Между оператором ввода и оператором присваивания находится пустой оператор.
Синтаксис не требует разделять точкой с запятой оператор и ключевое слово еnd; если она есть, это значит, что перед еnd стоит пустой оператор.
16. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ОПЕРАТОРЫ
Cтруктурированные операторы - операторы, в состав которых входят другие операторы.