Показатели рентабельности использования активов предприятия и вложений в имущество

Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Эффективность работы предприятия может оцениваться с помощью абсолютных показателей (чистого дохода от реализации продукции; валовой прибыли; прибыли от обычной деятельности до налогообложения; финансового результата от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности; чистой прибыли и т.д.) и относительных – рентабельности активов, капитала, продаж и т.д.

Вторая группа показателей – относительных - позволяет сравнивать показатели предприятий, имеющих различный масштаб деятельности и относящиеся к различным отраслям. Показатели рентабельности представляют из себя различные соотношения прибыли (до налогообложения, чистой и т.д.) и вложенного капитала (собственного, заемного, инвестированного). Экономический смысл указанных показателей состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждой денежной единицы, вложенной в предприятие.

На практике используется система показателей рентабельности. Среди них: коэффициент рентабельности активов (имущества) предприятия, коэффициент рентабельности текущих активов, инвестиций, собственного капитала, продаж и т.д.

Коэффициент рентабельности активов (имущества предприятия) в зарубежной практике получил название коэффициент фондорентабельности и рассчитывается по формуле:

Коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие на каждую денежную единицу стоимости своего имущества, и используется для оценки целесообразности привлечения внешних источников финансирования деятельности. Если относительная стоимость банковского кредита больше рентабельности активов, то привлечение данного источника может привести к снижению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в дальнейшем. Аналогично может рассчитываться показатель рентабельность текущих активов.

Каждому предприятию необходимо разрабатывать свою инвестиционную политику. Источники финансирования, которыми предприятие может пользоваться длительное время, называются инвестированными в него и включают собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Эффективность использования, так называемого постоянного капитала, оценивается показателем “рентабельность инвестиций”:

Этот показатель используется в зарубежной практике как способ оценки «мастерства» управления инвестициями. Так как предприятие не может влиять на величину налога на прибыль, то в числителе указывается прибыль до уплаты налога.

Акционеры вкладывают свои средства в предприятие с целью получения дохода от инвестиций. С точки зрения акционеров наилучшим показателем, характеризующим деятельность предприятия, является наличие прибыли на вложенный капитал. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

Рентабельность реализованной продукции или рентабельность продаж (Рпр.) определяется по формуле:

Показатель имеет и другое название – коэффициент прибыльности, является важным показателем конкурентоспособности продукции. Его уменьшение может свидетельствовать о снижении спроса на продукцию.

Коэффициент валовой прибыльности (Квал.приб.) рассчитывается как отношение валовой прибыли к чистому доходу от реализации продукции:

В зарубежной практике показатель является наиболее наглядным показателем рентабельности предприятия. Он отражает предел, до которого может быть увеличена прибыль путем сокращения накладных расходов. Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. В соответствии с П(С)БУ 16 «Расходы» «Себестоимость реализованной продукции работ, услуг) состоит из производственной себестоимости продукции (работ, услуг), реализованной в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных расходов»[7, с.144]. Изменение коэффициента валовой прибыли может быть следствием изменения объема продаж, себестоимости реализованной продукции, отпускных цен и т.д. Во многих отраслях сложились устойчивые отношения валовой прибыли к объему продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: