Материалы выполненного задания должны включать в себя следующие документы:
1) сводная таблица первичных данных проведенного обследования;
2) протоколы (заполненные участниками обследования бланки методик);
3) психологическое заключение и рекомендации по результатам обследования.
Форма сводной таблицы данных определяется характером показателей, предусмотренных в выбранной методике. Если в описании методики не предложена форма представления результатов, можно придерживаться такого варианта (табл. 1).
Таблица 1
Примерный образец сводной таблицы результатов психодиагностического обследования
№ п/п | Шифр обследуемого | Показатели | |||||||
М.Р. | |||||||||
В.Г. | |||||||||
У.А. | |||||||||
… | … |
Задание 1. Изучение социометрического статуса личности
И структуры межличностных связей в группе
Выполнение этого задания позволит определить положение индивида в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Результаты обследования могут быть использованы при составлении психологической характеристики группы (разд. 2).Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, можно ответить на важные вопросы, касающиеся психологии изучаемой группы. Кто является социометрической «звездой»? Каково распределение статусов? Какова эмоциональная сплоченность группы? Какова картина эмоциональных предпочтений в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного человека? Имея информацию о статусе личности в конкретном социальном окружении, количестве и характере ее межличностных связей, можно оценить социально-психологическое благополучие индивида в данной группе.
Цель обследования
1. Оценка межличностных отношений в группе.
2. Определение положения индивида в системе межличностных отношений группы.
Организация обследования
Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 чел. и существует не менее одного года.
Если в группе перед началом социометрического опроса имеются временно отсутствующие, то следует специально обратить на это внимание опрашиваемых и подчеркнуть, что отсутствующих следует считать частью группы (учитывать при ответах на вопросы) и что они будут опрошены отдельно.
Социометрический опрос лучше проводить в форме раздаточного анкетирования сразу всей группы (см. форму анкеты или опросный лист в приложении № 1).