1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).
2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
ÑРазбор задания.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!
Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».
Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),
Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),
Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).
Таким образом, правильный ответ – слово сначала.
? Потренируйся.
1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.
2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.
3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).