Передача движения в таких механизмах осуществляется за счет сил трения в месте контакта звеньев. Трение между ведущим и ведомым звеньями возникает вследствие их взаимного прижатия. Эти передачи могут быть с внешним зацеплением (рис. 5.1, а), с внутренним (рис. 5.1, б) и с помощью конических катков (рис. 5.1, в) (см. раздел 2.2.1 данного сборника).
Для всех передач передаточное отношение по модулю равно
. (5.1)
При проектировании фрикционных механизмов задаются межосевое расстояние и передаточное отношение, а для передач с коническими катками – еще и угол развала осей δ, с помощью которого можно определить углы наклона образующей конуса каждого колеса с его осью. Для первого катка –
, (5.2)
для второго катка –
δ2 = δ – δ1. (5.3)
Если угол развала осей δ = 90º, то
. (5.4)
Для закрепления материала предлагаются задачи, в которых требуется спроектировать фрикционные передачи:
1) задача 190: изображена передача с внешним зацеплением цилиндрических катков, у которой расстояние между осями катков а = 300 мм и передаточное отношение u12 = 2;
2) задача 191: изображена передача с внутренним зацеплением цилиндрических катков, у которой расстояние между осями катков а = 300 мм и передаточное отношение u12 = 2;
3) задача 192: изображена передача с коническими катками, у которой угол δ = 120º и передаточное отношение u12 = 1,5;
4) задача 193: изображена передача с коническими катками, у которой угол δ = 90º и передаточное отношение u12 = 2.
|
|
а б
|
в г
Рис. 5.1