В тесной неразрывной близости с трудовой практической деятельностью людей возникают различные формы искусства, а также образцы словесно-музыкального творчества – песенный фольклор, который является одним из основных жанров народного художественного творчества.
Песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. На вопрос о возникновении народных песен до сих пор нет однозначного ответа.
Пение и пляска составляли исконное у славян развлечение. Пела и плясала Русь во все века во всех домах: знатных и сельских, на свадьбах и праздниках.
Устное народное творчество – первооснова всей музыкальной культуры. Древнейшими музыкальными произведениями были различные виды устного народного и музыкально-поэтического творчества, возникшие на заре развития человечества. Например: трудовые припевки и песни-заклички стихийных сил и явлений природы, охотничьи сигналы, колыбельные, причитания по умершим, разнохарактерные пляски в сопровождении звучания примитивных музыкальных инструментов.
Народная песня – литературно-музыкальный материал быта, живущий в устной традиции. Один из существенных признаков народного творчества – его устная природа. Со времен глубокой древности произведения народного поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались затем от одного музыканта – певца к другому, из одного поколения в другое исключительно изустным путем.
Песня всегда связана с жизнью народа, с его эстетическими и этическими представлениями. В живом звучании песни с глубокой правдивостью отображены все горести и радости народа, его характер, национальная самобытность. Русская песня художественно отображает самобытность русского народа, его крутую волю, его ясный и трезвый ум, его потребность широкого раздолья, его ненависть к стеснениям и оковам и те идеалы, которыми он жил. В разнообразных видах песен в различных песенных жанрах отражены не только жизнь и быт, но и мировоззрение, жизненные интересы. Народные песни исполнялись на лоне природы, так как сама природа боготворилась и обожествлялась. Это естественно, ибо после великих трудов русский человек всегда искал единения с природой, с землей, которая родит все.
Русская песня – богатейшая по своей тематике, по своим средствам художественного выражения и по своему идейно-эмоциональному содержанию. Ей свойственна и смелая удаль, и глубокая скорбь. В грустных, минорных мотивах песни народ не только изливал свое горе и рассказывал о тяжелой жизни, но и выражал протест против рабства, против нещадной эксплуатации, против существующего строя.
Кроме того, народ создавал плясовые и шуточные песни, рассказывал сказки и анекдоты, наполненные здоровым юмором, звонким, искрящимся смехом, удалью богатырской, которые также помогали ему рассеивать горе. Они возбуждали в нем энергию и силу, поддерживали его чаяния и веру в счастливое будущее. Песни воодушевляли и ободряли народ, в них проявлялись свободолюбие, революционные настроения народа, передовых его слоев, моральные и этические идеалы. В этом и есть основная идейная направленность народной лирической песни, сказавшаяся не только в ее содержании, но и в ее художественных особенностях.
С устной природой теснейшим образом связана и другая специфическая особенность народного творчества: коллективность творческого процесса, а также присущая фольклору изменяемость (многовариантность) народных песенных текстов и напевов. Передаваясь из уст в уста, из одного поколения в другое, всякое музыкальное поэтическое произведение в большей или меньшей степени меняет свой первоначальный облик.
Со времен глубокой древности народная песня сопровождала различные стороны трудовой деятельности и быта восточных славян и была теснейшим образом связана с земледельческим календарём. В устном песенном творчестве русского народа до наших дней сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это особого рода трудовые припевки и трудовые возгласы-сигналы, сопровождавшие некоторые виды наиболее тяжелых артельных работ. Отличительную черту подобных припевок составляет связь с ритмом трудовых движений в моменты дружных объединенных усилий работающих. С течением времени из простейших трудовых возгласов и небольших трудовых припевов песенного типа сформировались мелодически весьма развитые трудовые песни, например «Дубинушка». Особую разновидность русских трудовых припевок составляли бурлацкие «лямочные» песни, использовавшиеся волжскими артелями бурлаков при передвижении против течения тяжело нагруженных барок.
К числу древнейших по происхождению песен восточных славян относятся не только трудовые припевки, но также и различные виды земледельческих песен годового круга. Песни такого рода исполнялись в определенное время года, иногда даже в строго определенное число. Главная тема – земледельческий труд и те явления природы, от которых зависела успешность труда. Связь с тем или иным видом земледельческого труда осуществлена в этих песнях в приуроченности их исполнения ко времени тех или иных полевых работ.
Характерны в этом отношении весенние хороводные песни. Во многих из них встречаются живые описания подготовки лесного участка под пашню («А мы сыту чистили»), весенней пахоты, ухода за овощами, льном, коноплей («А кто с нами пашенку пахати», «А мы просо сеяли», «земелюшка-чернозем»). Наконец многочисленные хороводные песни, в которых рассказывалось о цикле разнообразных работ, связанных с уходом за льном, вплоть до его превращения в ткань («Кажи мене матушка, как белый лен сеять», «Уж мы сеяли, сеяли ленок». «Посеяли девки лен»). Некоторые песни сопровождались игровым воспроизведением трудовых движений.
Песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что она необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. В начале своего развития у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человек невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль». Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.
Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой.
В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появлялись новые темы, идеи и образы, в песнях отражались новые связи с жизнью народа, новые общественные функции.
У песни появляется иная функция – эстетическая. Магическое начало утрачивается, разрушается.
Песенному творчеству русского народа присуще жанровое разнообразие. В зависимости от особенностей содержания и формы различают:
1. Календарные песни (весенние, летние, осенние, зимние).
2. Праздничные песни (колядные, масленичные, купальские и т.д.).
3. Обрядовые песни (величальные, родильные, крестильные, похоронные и т.д.).
4. Внеобрядовые песни (лирические, трудовые, хороводные, плясовые, исторические).
5. Городское творчество: песни фабрично-заводских рабочих, солдат и матросов, студентов, мещанский романс, застольные и заздравные, серенады, баллады, “авторские” песни.