Стадия инновационного процесса | Характеристика стадии |
Создание новшества | Возникновение новшества как ответ на возникшую проблему или общественную потребность. Новшество сначала представляет собой единственный образец |
Распространение или продажа новшества | Созданное новшество начинают тиражировать в социальной системе в целях его распространения или продажи |
Использование новшества | Применение новшества для более полного удовлетворения той или иной общественной потребности. Оно демонстрирует свои преимущества по сравнению с прежними способами удовлетворения потребности |
Диффузия новшества | Проникновение новшества в различные сферы общественной жизнедеятельности |
Расширенное воспроизводство новшества | Воспроизводство и распространение новшества |
Кризис новшества | Новшество перестает быть эффективным в связи с тем, что появляются более новые средства удовлетворения общественной потребности |
Модификация новшества | Новшество модернизируют в соответствии с новыми общественными потребностями, и оно начинает несколько лучше удовлетворять потребность |
Прекращение производства новшества | Появление нового и более эффективного новшества, которое приходит на смену прежнему; это приводит к остановке производства последнего |
Инновационный процесс постоянно взаимодействует с окружающей его социальной и вещественной, в том числе природной, средой. Динамика этого взаимодействия выражается в жизненном цикле нововведения, в котором различают следующие стадии (этапы): 1) старт (появление новшества); 2) быстрый рост (диффузия инновации); 3) зрелость (насыщение потребности в новшестве); 4) кризис; 5) совершенствование; 6) финиш (падение производства новшества).
|
|
Эффективность нововведения во многом определяется темпами его роста (нередко это связано с успешностью перехода от простого воспроизводства инновационного процесса к расширенному) и своевременностью его прекращения (при насыщении потребности в новшестве). Более наглядно жизненный цикл новшества можно продемонстрировать на рис. 44.
Рассматриваемые вместе инновационный процесс и жизненный цикл новшества характеризуют нововведение как целостную и динамическую систему, которая имеет весьма противоречивый характер. Исходным в этом отношении является противоречие между инновационной и рутинной деятельностью, где первая отрицает вторую. Острый характер имеют также противоречия внутри самой инновационной деятельности между радикальными и совершенствующими ее видами. Наряду с этим ряд противоречий порождает и разделение труда между участниками инновационного процесса – инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из этих групп имеет определенные интересы, нередко существенно отличающиеся от интересов других групп. Это обуславливает и различное их отношение к нововведению – проявление инициативы, содействие, бездействие либо противодействие.
|
|
Использование новшества
Время жизни новшества
Рис. 44. Жизненный цикл (основные этапы) существования новшества
Особую актуальность на современном этапе приобретает задача интенсификации инновационных процессов. Для ее решения нужно широко развивать комплексные, в том числе социологические, исследования проблемы нововведений. Блок-схемы параметров таких исследований, как правило, включают такие элементы: 1) характеристики новшества (тип, конкретное содержание, потенциал, социокультурная и организационная адаптированность и др.); 2) организации-участницы (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновативность внутриорганизационных и межорганизационных структур и процессов и т.п.); 3) среда нововведения (характеристики экономических отношений, организация и стратегия управления нововведением в соответствующей отрасли общественного производства и т.п.); 4) динамика нововведения (параметры, характеризующие стадии инновационного процесса и жизненного цикла новшества); 5) результаты нововведения (его завершенность и эффективность).
Нововведение должно быть комплексным. Это означает, что для его интенсификации необходимо проектировать не только технико-экономические, но и социально-организационные параметры, развивать профессиональное управленческое консультирование относительно инновационных процессов, обучать персонал трудовых организаций восприимчивости к нововведениям, развивать инновационные способности персонала и т.п. А для этого, как известно, нужно широко применять новейшие методы исследования, проектирования и обучения – инновационные игры, диагностику реализуемости и эффективности нововведения, специализированные тренинги и т.п.