Двигательных навыков

Образование и упрочение временных связей в коре больших полушарий лежит в основе образования двигательных навыков, т.е. выработанных в результате тренировки автоматизированных двигательных актов. Число навыков, приобретенных человеком за время его жизни и деятельности, весьма велико. К ним относятся стояние, ходьба, бег, различные трудовые и спортивные движения.

Возникновение любого движения у человека и высших животных является следствием условно- или безусловно-рефлекторного возбуждения пирамидных нейронов коры больших полушарий. В то же время каждое движение сопровождается поступлением в кору потоков афферентных импульсов как от проприоцепторов самого двигательного аппарата, так и от многочисленных рецепторов тела, участвующих в восприятии результатов, т.е. рабочих эффектов этого движения.

Повторное сочетание возбуждения нейронов моторной зоны коры и нейронов различных других зон, в которые поступают афферентные импульсы, порождаемые движением и его результатом, приводят к образованию временных связей. Эти связи обеспечивают возможность осуществления произвольных движений, т.е. движений, направленных на получение определенного результата.

Двигательные навыки у человека и животных чаще всего образуются методом проб и ошибок, т.е. в результате пробных поисков движений.

На 4-5 месяце жизни у ребенка появляются попытки схватить предмет, например игрушку. Вначале эти попытки имеют хаотический характер, так как у ребенка еще нет тех временных связей, которые обеспечивают согласованные движения глаз и рук. Ребенок фиксирует глазами игрушку, тянет к ней руки, многократно промахивается, и так продолжается до тех пор, пока он не наталкивается ладонью на предмет, что позволяет его схватить. В подобных движения сначала участвуют мышцы всего тела и лица. По мере тренировки движения ребенка становятся все более и более точными. Дотрагивание рукой предмета достигается после все меньшего числа ошибочных движений, наконец, ребенок научается с первого же раза дотрагиваться рукой до предмета. Но для того чтобы схватить предмет, необходимо правильно расположить по отношению к нему ладонь и пальцы. Этого умения у ребенка еще нет. И здесь вновь возникает целая серия пробных поисков движений, пока не выработается необходимый навык схватывать маленькие предметы путем противопоставления большого и указательного пальцев.

Тот же механизм образования временных связей путем пробных поисков движений играет важную роль и при выработке у ребенка навыков устойчивого стояния, ходьбы, бега и т.д. Те движения, которые обеспечивают сохранение равновесия тела или необходимы для перемещения его в пространстве, закрепляются, а другие, которые нарушают равновесия или не обеспечивают перемещение тела, затормаживаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: