Развитие речи у ребенка

У ребенка слово становится сигналом сигналов не сразу. Это качество приобретается постепенно, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных связей.

У грудного младенца первые условные рефлексы неустойчивы и появляются со второго, иногда третьего месяца – сначала на вкусовые, обонятельные, затем вестибулярные, позднее на звуковые и зрительные раздражители. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни. При общении взрослых с ребенком слово сочетается обычно с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса раздражителей. Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители. И уже одно слово вызывает реакцию.

Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще. Т.е. слово выступает на этом этапе развития как интегратор первого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей. Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначенными одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Между 3 и 4 годами жизни появляются слова – интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные» и т.д. К концу пятого года жизни у ребенка возникают более сложные понятия. Так слово «вещь» он относит и к игрушке, и к посуде, и к мебели и т.д.

Развитие второй сигнальной системы протекает в тесной связи с первой. В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.

По терминологии Иванова-Смоленского первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы – «непосредственный раздражитель – непосредственная реакция». Во второй половине года начинает ребенок начинает реагировать на словесные раздражители вегетативными и соматическими реакциями «словесный раздражитель – непосредственная реакция» К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого при помощи отдельных звуков. Затем начинает произносить слова, но сначала они не связаны с каким-либо событием. При этом в возрасте 1,5-2 лет часто одним словом обозначается не только какой-то предмет, но и действия. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Новый тип связей обозначается как «непосредственный раздражитель - словесная реакция». На втором году жизни словарный запас начинает увеличиваться. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи. К концу третьего года словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Таким образом, возникает новый тип связей «словесный раздражитель – словесная реакция».

С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте 2-3 лет усложняется интегративная деятельность мозга – возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей вырабатываются различные двигательные стереотипы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: