Психическая деятельность

Психическая деятельность –это субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение – это базисный элемент других форм психической деятельности. С помощью ощущений имеется возможность определить качество раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный и др.), а также определить локализацию раздражителей. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность.

Восприятие – оно заключается в узнавании предмета, явления, а также в формировании нового образа предметов или явлений. Предметы или явления действуют на рецепторы, затем информация поступает в проекционные зоны коры, а затем в ассоциативные. Там поступающая информация или сопоставляется (сличается) с хранившейся в памяти и происходит узнавания, либо формируется новый образ.

Система двусторонних связей ассоциативных областей коры, в особенности лобных отделов, с лимбическими и ретикулярными регуляторными структурами определяет высокую пластичность процесса восприятия и его адекватность текущей ситуации.

Нейроны ассоциативной коры обладают важнейшими отличительными особенностями: 1) конвергенцией стимулов разной модальности (нейроны полимодальны), что нреобходимо для полного описания и опознания объекта; 2) высокой пластичностью, обеспечивая вовлечения в реакции в зависимости от конкретных условий; 3) способностью реагировать избирательно на сложные объекты, приобретающие определенную значимость.

Внимание состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности. Появление внимания – это есть начало исследовательской деятельности, отбора информации. В физиологическом плане – внимание лежит в основе ориентировочного рефлекса. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, переходу от одного уровня бодрствования к другому более высокому. Внимание может быть непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание – врожденное, осуществляемое при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Произвольное (волевое) внимание выражается в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, это продукт социального развития человека. Ведущая роль принадлежит лобным отделам коры больших полушарий и в физиологическом плане это проявляется в локальной активации определенных участков коры и торможении остальных зон коры больших полушарий.

При внимании структуры, ответственные за анализ и обработку информации, испытывают облегчающее влияние со стороны модулирующей системы мозга, с которой они связаны. Важнейшая закономерность организации внимания – регуляция этого взаимодействия со стороны структур лобной коры. В лобных отделах обработанная информация о стимуле интегрируется с информацией о состоянии мотивационно-эмоциональных структур, поступающей от лимбической коры, ствола и таламуса.

Внимание облегчает все этапы осуществления познавательной деятельности. Обработка информации о стимуле, представляющем определенную значимость для организма, требует поддержания внимания и регуляции активационных влияний. Это достигается регулирующими влияниями лобной коры через ассоциативные ядра таламуса. В механизмах локальной активации значительная роль принадлежит структурам лимбической системы (гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лимбическая кора) и их связям с лобной корой.

Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Характеризуется такими качествами, как решительность, выдержка, настойчивость и т.д.

Мышление – процесс накопления информации и навыков, а также оперирование этими знаниями.

Мышление бывает элементарным (конкретное) и проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным, и физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление свойственно только человеку и развивается со становлением второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление – форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обуславливает последующее.

Мышление, так же как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы. Направленность мышления на решение определенных задач определяется потребностью, которое осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации. Затем принятие решения и выбор оптимального пути достижения поставленной цели; в конце – решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос, что сопровождается сличением полученных результатов. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления.

Отсюда ясно, что в обеспечении мыслительной деятельности участвуют многие структуры мозга, как корковые, так и подкорковые образования. Нейропсихологическими исследованиями выявлена специализированная роль переднее- и заднеасоциативных областей коры в мыслительной деятельности. Показано, что теменно-затылочные отделы принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности. Выполнение вербально-логических операций вовлекает переднеассоциативные отделы. Больные с нарушением функций лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, вычленить наиболее значимую информацию, сличить полученные результаты с исходными условиями задачи.

Лобные доли имеют обширные связи с лимбической системой мозга, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами ЦНС, особенно с височной корой, которая участвует в процессах памяти. Патология лобной коры ведет к нарушению составлению планов на будущее, что связано с извлечением информации из долговременной памяти, а это как раз обеспечивается височной корой.

В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. Для левого полушария характерна роль в логическом мышлении, выделении причинно-следственных отношений, а правого – в решении пространственных задач. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов. Но следует подчеркнуть, что оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга.

Эмоции

Эмоции (чувства) – выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия.

Имеется несколько критериев для классификации эмоций по интенсивности и длительности. Выделяют положительные и отрицательные эмоции, из них основные такие, как радость, страх, гнев, интерес, удивление, горе, отвращение, презрение, вина, стыд и т.д.

Известны три основные теории возникновения эмоций:

1. Биологическая – эмоция связана с появлением потребности. Если потребность удовлетворена, то могут возникнуть положительные эмоции, если нет – возникают отрицательные пока не будет достигнута цель.

2. Потребностно-информационная теория – в основе появления эмоций лежат потребности и информация о средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности. Если объем информации достаточен, то возникают положительные эмоции, а если нет – отрицательные эмоции.

3. Для удовлетворения потребности необходима информация, время и энергия.

Если у организма недостаточно информации, времени и энергии, то возникает состояние напряжения.

Ни одна из данных теорий не может объяснить все причины возникновения тех или иных эмоций. Обобщающим фактором, вызывающем эмоции, является удовлетворение или неудовлетворение любой потребности.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются лимбическая система мозга, лобные и височные доли коры больших полушарий.

Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер гипоталамуса, вызывающем эмоциональные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипоталамуса приводит к стремлению животных к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипоталамуса вызывало реакцию избегания. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и избеганию, получили название центы удовольствия и неудовольствия.

Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Важную роль в организации поведенческих реакций и регуляции активационных процессов играют лимбические структуры со связями с ассоциативными областями коры.

В нейрофизиологических исследованиях выявлена роль лобной и височной коры. При поражении лобных долей отмечаются глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, деятельностью, творчеством. При височном поражении, особенно справа. Нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Показано, что при правостороннем поражении ассоциативных отделов коры возникает состояние эйфории и беспечности. Левостороннее поражение приводит к преобладанию озабоченности и тревожности. Это привело к представлению о преимущественной связи правого полушария с отрицательными эмоциями, а левого – с позитивными.

Особенности высшей нервной деятельности человека
Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенность его ВНД.

И.П. Павлов считал. Что специфика ВНД человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения.

Таким образом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Слово, обозначающее предмет, не является результатом простой ассоциации по типу «слово-предмет». Связи слова с предметом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово хотя и является реальным физическим раздражителем, оно принципиально отличается тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Эта система конкретных, непосредственных чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. Благодаря слову картина мира становится более совершенной - с одной стороны, более обобщенной, с другой, более дифференцированной. Слово выделяет существенные признаки предмета, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: