Компьютеризацию чертежных и конструкторских работ проводят давно и в настоящее время используют различные системы автоматизации проектных работ (САПР). Аббревиатуру САПР впервые использовал основоположник этого научного направления Айвен Сазерленд в своих лекциях, прочитанных в Массачусетском технологическом институте в начале 60-х годов. Фактически инженеры применяли компьютеры для решения сложных задач проектирования еще в эпоху ранних послевоенных моделей универсальных компьютеров, а первые образцы специализированного оборудования САПР были созданы уже в середине 50-х годов. Однако широкое распространение САПР обусловлено появлением микропроцессорной техники, предоставившей возможности создавать, модифицировать и обрабатывать сложные графические изображения на экране монитора.
В настоящее время САПР обозначает аппаратно-программный комплекс, поддерживающий процесс проектирования с использованием специальных средств машинной графики, поддерживаемых пакетами программного обеспечения, для решения задач, связанных с проектной деятельностью. В совокупности развитая САПР представляет собой специализированную информационную систему. Сфера применения САПР охватывает такие разные области приложения, как архитектура, гражданское строительство, картография, медицина, геофизика, разработка моделей одежды, издательское дело, реклама.
|
|
Полная система САПР состоит из компонентов аппаратного и программного обеспечения. Общими компонентами аппаратного обеспечения системы САПР являются ЦП (центральный процессор), несколько рабочих станций, разделяемая между рабочими станциями периферия.
Состав типичной системы САПР:
дисплей (графический и алфавитно-цифровой);
процессор;
клавиатура;
устройство управления курсором (мышь, дигитайзер);
электронный командный планшет;
принтер.
Одним из наиболее давних и популярных средств автоматизированного проектирования является система АВТОКАД (AutoCad). АВТОКАД не является проблемно-ориентированной системой, т.е. не содержит специализированныхбаз данных, экспертных систем и многого из того, что входит в состав специализированной интеллектуальной САПР. АВТОКАД - достаточно простая универсальная система. Ее возможности таковы:
· развитая система экранныхменю;
· высокая точность графической информации;
· разбивка информации (расслоение);
· прочерчиванне на дисплее координатной сетки;
· средство захвата графических объектов;
· мощное редактирование;
· отображение параметров графических характеристик;
· полуавтоматическая и автоматическая простановка размеров;
|
|
· штриховка;
· работа с блоками.
После запуска АВТОКАДа на текстовом экране появляется главное меню:
О - выход;
1 - создание нового чертежа;
2-редактирование существующего чертежа;
3 - вывод на плоттер (графопостроитель);
4 - вывод на принтер;
5-конфигурация;
б - файловые утилиты;
7-шрифты;
8 -стыковка со старыми версиями.
Режимы экранного меню:
AUTOCAD - выход в головное меню;
* * * * - режим объектного захвата;
BLOCKS -работа с блоками;
DISPLAY - работа с изображением без его изменения;
SETTINGS -настройка;
DIM - обезразмеривание;
EDIT -редактирование;
DRAW -рисование;
LAYER -работа со слоями;
INQUIRY -справки о примитивах;
UTILTTS - выход в ДОС, запись чертежей в разных форматах;
PLOT -получение твердой копии и т.д.
В режиме DRAW (рисуй) имеется возможность строить графические примитивы
и проводить с их помощью синтез изображений. Например, здесь существует восемь
способов рисования дуг:
· по трем точкам на дуге /З points/;
· по начальной точке, центру и длине хорды /S, С, L/;
· по начальной точке, центру и заключенному углу /S, С, А/;
· по начальной точке, конечной точке и радиусу /S, Е, R/;
· по начальной точке, конечной точке и заключенному углу /S, Е, А/;
· по начальной точке, конечной точке и исходному направлению /S, Е, D/;
· по продолжению предыдущей линии или дуги /CONTIN:/.
Можно выделить следующие правила изображения дуги:
1) обычно дуга строится против часовой стрелки от точки к точке;
2) если есть в выбранной опции возможность задать угол, то отрицательный угол позволяет рисовать дугу по часовой стрелке;
3) по умолчанию дуга рисуется по начальной, промежуточной и конечной точкам.
При выборе в основном меню АВТОКАД режима Edit имеется возможность стирать созданные объекты, возвращать случайно стертые, перемещать и копировать, вычерчивать сопряжения между двумя существующими объектами, снимать фаски, разбивать объект на части, зеркально отображать, поворачивать, увеличивать и уменьшать, отсекать и т.п.
Практически все команды редактирования запрашивают выбор одного или нескольких объектов для обработки. Совокупность таких объектов называется набором выбора. Когда АВТОКАДу требуется не один объект, а набор выбора, появляется подсказка Select objects: (выбрать объекты) и на экране вы видите маленький прямоугольник - мишень для выбора объектов. Способы выбора объектов указываются в опциях соответствующей команды.
5.6. НАУЧНАЯ ГРАФИКА
Компьютерная графика представляет значительный интерес для научных исследований. В частности, она выступает как средство формирования научной документации с использованием специальной нотации - математических знаков, индексов, шрифтов и т.п. В последнее время ученые чаще стали обращаться к имитационному моделированию на компьютере.
В компьютерной графике большое значение имеют методы и способы геометрического моделирования. Модели, геометрические преобразования составляют в настоящее время основу теории компьютерной графики и геометрического моделирования. Аналитические модели - это набор чисел, логических параметров, играющих роль коэффициентов в уравнениях, которые задают графический объект заданной формы. Например, аналитической моделью окружности на плоскости в параметрической форме являются уравнения
x=x0+R-cosA,
y=y0+R-sinA,
где х0, у0 - координаты центра, R - радиус, А - угол. Параметрическое задание образов широко применяется в машинной графике и геометрии. Изображение окружности можно осуществить установкой последовательных точек (близко расположенных), изменяя генерирующий параметр А от 0 до 360°.
Координатные модели - это массивы координат точек, принадлежащих объектам. Например, поверхность задается массивом точек Z = f (x, у) на координатной сетке [хi, yj}. Если точки в модели расположены в том же порядке, что и на линии образа, то модели называют упорядоченными. Помимо координат, в модели могут быть указаны дополнительные характеристики проекции касательных или нормальных векторов.
|
|
Приближенные модели содержат аппроксимации кривых методами вычислительной геометрии. Например, изображение гладких кривых можно осуществить ломаными линиями: линейными, параболическими или сплайнами. Используя вышеперечисленные геометрические модели, можно создавать различные демонстрационные картины. Например, модель Солнечной системы для наглядности удобно представить в динамической форме. Организуем движение точки (Земли) по окружности, в центре которой размещается круг (имитация Солнца). Установку точки на орбите осуществим по параметрическим формулам окружности:
X0 = 320 + r1∙sin(A1);
Y0 = 240 + rl ∙cos(Al),
где r1 - радиус орбиты Земли, А1 - параметрический угол, меняющийся от 0 до 360°. Чтобы организовать движение, достаточно в цикле устанавливать точку с координатами (x0, у0) для всех углов А1, принимающих значения от 0 до 360° с шагом h. Аналогичная процедура справедлива и для второй точки (Луны), которая изображается по подобным формулам, в которых центр орбиты (Земля) является подвижным:
х = х0 + r ∙ sin(A);
у = у0 + r ∙ cos(A),
где r - радиус орбиты Луны, А - угол вращения.
Контрольные вопросы и упражнения
1. Составьте каким-либо средством машинной графики бордюры каждого типа симметрии из следующих элементарных мотивов, рис. 2.21.
Рис. 2.21.
2. Постройте орнаменты различного типа симметриииз выбранного произвольного элементарного мотива каким-либо средством машинной графики.
3. Задана высота (м) над уровнем моря вершин: Мак-Кинли - 6200, Логан - 6100, Элберт - 440, Робсон - 4000, Митгелл - 2000. Составьте по этим данным столбчатую диаграмму.
4. По данным упражнения 3 составьте круговую диаграмму.
5. Постройте график функции у = x sin (1/x).
6. Создайте мультипликацию: вращение электрона в модели атома.
7. Изобразите шестиугольную призму.
8. Подготовьте иллюстрацию ко Дню учителя.
|
|
9. Организуйте в школе (вузе) компьютерный вернисаж.