Культура и общество

Традиционно культура рассматривается в обществознании, в том числе и в социологии, как часть общества, его подсистема, наряду с экономикой, политикой, собственно социальной сферой. Однако в условиях современного общества более продуктивным становится другой – социокультурный – подход к анализу взаимодействия социального и культурного. В науках, изучающих общество, назрела потребность включить в сферу своих интересов не только конкретные социокультурные явления, но и саму возможность и необходимость соединения культуры и общества. Это свидетельствует об усилении внимания к культуре, о возрастающем интересе к соотношению между культурой и формами отношений людей, об отказе от упрощенного понимания общества лишь как совокупности общественных отношений, о конституировании социокультурной теории и методологии изучения человека и общества. Потребность в представлениях об обществе как социокультурной целостности особенно обостряется в условиях его трансформации.

Основополагающие начала социокультурного подхода заложены в работах М. Вебера и П. Сорокина. Веберовские исследования капитализма из духа и буквы протестанской этики, морального аскетизма – пример влияния идей, ценностей (т.е. культуры) на общественное развитие. Вебер как исходную предпосылку понимающей социологии использует положение о том, что человек – существо культурное, и на этом основании пытается построить здание социологии. Понимающая социология М.Вебера стала родоначальницей определенной социологической традиции. В противовес объективисту, принимающему объективность социального мира на веру, «понимающий» социолог исследует эту объективность. По Веберу, предметом социологического анализа является многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, составляющих в совокупности то, что было названо впоследствии репрезентативной культурой (Ф. Тенбрук). Ее главная характеристика заключается в том, что все представления, идеи, убеждения, верования, которые входят в репрезентативную культуру, являются действенными в силу их активного принятия или пассивного признания.

Специфика социокультурного подхода в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия (человек в его соотношении с обществом, характер культуры, тип социальности) как фундаментальные, каждое из которых не сводится к остальным и не выводится из них, но при этом они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Само действие субъекта понимается как компонент взаимодействия с другими субъектами, как простейшее культурное явление. К изучению общества нужно подходить как к изучению культурных продуктов. Все социальные факты являются не чем иным, как фактами культуры. Культурное видение и социальное видение – это просто два разных аспекта видения одного и того же феномена.

Распространение социокультурного подхода связано с возрастанием роли культуры в регуляции человеческого поведения. Так, наиболее существенными факторами развития современной экономики являются культурные – наукоемкие технологии и высококвалифицированная, с высоким уровнем трудовой этики рабочая сила. Культура сегодня – не только важнейшая производительная сила, но и существенный фактор накопления. Перемещение работников в сферу услуг и в сферу обработки информации означает изменение предмета труда и его главной конечной продукции: вместо материалов и вещей им становится сам человек.

Культура становится важнейшим фактором дифференциации и интеграции общества. Особенно существенна роль культуры в гражданском обществе. Она строит отношения людей как граждан, имеющих равные права, на основе сотрудничества, общения, диалога, т.е. на культурных практиках, в силу чего становится все более «полезной». Однако здесь возникает своеобразный парадокс: все большее количество явлений, компонентов культуры все более очевидно демонстрируют свою полезность, но в то же время остаются определенные слои, элементы, явления культуры, которые можно охарактеризовать как «бесполезные» – высокая поэзия, классическая музыка, философия и др. Они «бесполезны» не в том смысле, что не нужны, а в том смысле, что не все в жизни общества и человека может быть описано с помощью понятия «польза». Это важно подчеркнуть особенно сегодня, в эпоху прагматизма, который, будучи весьма эффективным во многих сферах жизни общества и человека, не является все же универсальным качеством.

Основной единицей в исследованиях культуры является культурная группа, т.е. общность людей, имеющих сходные потребности и интересы, близкие установки и ориентации на определенные ценности культуры, сопоставимое отношение к самостоятельному культурному творчеству. Социологические исследования культуры помогают раскрыть роль культуры в развитии личности, выявить и спрогнозировать тенденции развития культурных потребностей и запросов, ориентаций и установок.

Важная сторона социологии культуры – изучение культурной коммуникации. Культура диалогична по своей природе. У писателя должен быть читатель, у артиста, художника – зритель. Коммуникация бывает непосредственная, когда между ее участниками есть прямая и обратная связь (беседа, дискуссия, семинар, лекция, спектакль, концерт). Преимущество ее – в прямом воздействии личности на личность, в многообразии, целостности этого воздействия. В прямом контакте значение имеет не только о чем говорят собеседники, но и как они говорят, эмоциональная окраска, тон, интонация, внешнее выражение, мимика. Однако возможности непосредственной коммуникации ограничены для целого ряда видов культуры, искусства. Основная форма коммуникации читателей и зрителей с писателями, художниками, композиторами, режиссерами происходит не в виде встреч с ними, а в процессе знакомства с их произведениями. Кроме того, ограничена и аудитория непосредственной коммуникации. Опосредованно же, с помощью СМИ, в культурную коммуникацию могут вступать миллионы людей. Коммуникаторы (создатели ценностей культуры) исследуются социологами с точки зрения их социальных характеристик (пол, возраст, образование, стаж работы, статус), условий творческой деятельности, взаимоотношений в творческом коллективе; возможностей повышения квалификации и профессионального мастерства, культурного уровня.

Важную роль играет социологическое изучение процессов распространения и потребления культурных ценностей. Потребление культурных ценностей в отличие от материальных – это активный процесс, требующий от потребителя со- переживания, со-чувствия, со-творчества. Вот почему культурная ценность, произведение воспринимаются человеком в зависимости не только от того, что в них заложено, но и от того, что человек способен взять, усвоить, понять, прочувствовать. В этом смысле потребление культурных ценностей имеет личностный характер. К усвоению глубоких, сложных явлений, произведений культуры человек должен быть подготовлен, воспитан. Согласимся с выводом известного уральского социолога В.С. Цукермана: «Не существует легкой культуры... Культура зарабатывается: чтобы овладеть ею, нужны большие усилия, время, размышления, деньги. Ради чего люди идут на это? Ради того, чтобы ощутить более полную и более длительную радость, чем та, которую приносят обычные развлечения? Это, конечно, так, но существуют и более глубокие причины. Обрести определенный культурный уровень означает получить возможность выбирать, иметь собственные суждения, глубже мыслить, а значит, развивать свою личность. Одним словом, быть в большей степени самим собой». Материальные ценности не могут потребляться беспредельно. Потребление культурных ценностей в этом смысле не имеет пределов, требует затрат времени. Если учесть, что количество их огромно и постоянно увеличивается, а время человека на эти цели ограничено, как и сама жизнь, то возникает трудная проблема выбора – что предпочесть? Избирательный подход многопланов:

· предпочтение разных видов культуры (живопись, музыка, наука, философия...);

· выбор из национальной культуры определенных субкультур;

· выбор конкретных авторов и произведений культурного творчества;

· выбор видов и жанров самодеятельного культурного творчества.

Потребление культурных ценностей может иметь (и нередко имеет) статусный, престижный характер. Человек зачастую демонстративно, публично потребляет какие-то культурные ценности, посещает учреждения культуры не по внутренней духовной потребности, не из интереса именно к этому явлению культуры, а из стремления выглядеть «на уровне», создать впечатление культурного человека.

Культура выполняет ряд важнейших функций по отношению к личности и обществу. При этом все они социальны, обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей. Число таких функций весьма велико. Выделим лишь ряд основных. По отношению к личности важнейшей является человекотворческая функция культуры. Она выступает как механизм самореализации и развития личности. Одна из основополагающих функций культуры как общественного явления – формировать определенный тип личности, характерный для данного общества. Культура выступает, по Гегелю, как «преодоление субъективности». Осваивая ее нормы, ценности и смыслы, личность поднимается до всеобщего, родового. Именно с помощью культуры происходит социализация личности, приобщение ее к социальным общностям, социуму. В ходе деятельности личность овладевает общими ценностями, нормами, согласуя с ними свои субъективные желания, устремления, ориентации, подчиняя их интересам социума. Культура - нормативная общественная система, система требований к способам деятельности личности. Но в то же время (и в этом противоречие) культура выполняет функцию сохранения и развития субъективности. Благодаря ей происходит индивидуализация личности, обретение ею уникальности, своего неповторимого «Я».

Для общества как целостной системы большое значение имеет функция социальной интеграции людей. Единые стандарты, образцы поведения, нормы, ценности, традиции делают возможной организацию людей на огромных территориях, объединяют их в единое общество, в то же время отделяя их от групп людей с иными нормами и ценностями. Еще одна важная социальная функция культуры – регулятивная. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: