Теоретические объяснения агрессии

Теоретический подход Агрессия понимается как… Акцент на стабильности (С) или изменчивости (И)
Биологические объяснения С
Этология …внутренняя энергия С
Социобиология …продукт эволюции С
Генетика поведения …наследственная предрасположенность С
Психологические объяснения
Фрейдовский психоанализ …инстинкт разрушения И
Фрустрационная теория агрессии …целенаправленное побуждение И
Когнитивный неоассоцианизм …реакция на отрицательные эмоции И
Модель переноса возбуждения …подкрепленная нейтральным возбуждением И
Социально-когнитивный подход …функция переработки информации И
Теория научения …возникающая в результате научения через подкрепление и подражание И
Модель социального взаимодействия …результат процесса принятия решений И

Литература:

1. Агрессия и психическое здоровье. – СПб, 2002.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб,2000.

3. Гроф С. За пределами мозга.-М.,1993.

4. Закалюк А. П. Факторы, обусловливающие особую жестокость.//Юридическая психология. Хрестоматия./СПб, 2002.

5. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование (сборник научных трудов). М., 1990.

6. Намоконов ВА. Преступное поведение: детерминизм и ответственность.- Владивосток, 1989.

Занятие 11. Психологические особенности преступников, совершающих преступления с особой жестокостью (2 часа).

Цель: выявить отличительные психологические особенности насильственных преступников и преступников, совершающих преступления с особой жестокостью.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные психологические черты насильственных преступников.

2. Тревожность, враждебность и фрустрация в генезисе насильственных преступлений.

3. Социально-психологические аспекты ситуации совершения насильственных преступлений.

4. Особенности личности преступника, совершающего преступления с особой жестокостью.

Задание: провести письменный сравнительный анализ понятий «тревожность», «агрессия», «фрустрация», «враждебность», «аффект», «насилие», «жестокость» в контексте поведения насильственных преступников.

Литература:

1. Агрессия и психическое здоровье. – СПб, 2002.

2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., 1996

3. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький, 1974

4. Казакова В.А. Что такое насильственные преступления.// Человек против человека. Преступное насилие. – М., 1995. С. 79-87

5. Личность преступника – М., 1975

6. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. – М., 1988

7. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование (Сб. научных трудов). – М., 1990.

8. Табанов М.Р. Личность виновного в убийствах с особой жестокостью.// Современная преступность: новые исследования. – М, 1993 с. 90-98.

9. Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова.- М.,1997.

Занятие 12. Психологические особенности женской преступности(2 часа).

Цель: выявить психологические особенности женщин-преступниц и проанализировать причины их криминального поведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности женщин-преступниц.

2. Социально-психологический состав женской преступности.

3. Особенности женской корыстной мотивации.

4. Защитная агрессия как ведущий мотив насильственных преступлений женщин.

5. Типологии и классификации женщин-преступниц.

Задание: провести гендерный анализ причин преступного поведения и результаты занести в таблицу:

Тип преступления Причины преступлений
Женщина Мужчина
1. Корыстные преступления    
2. Насильственные преступления    
3. Неосторожные преступления    
4. Сексуальные преступления    
5. Военные преступления    
6. Экологические преступления    

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., 1996.

2. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб, 2004.

3. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб, 2001.

4. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. – М., 1996.

5. Личность преступника. – М., 1975.

6. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. – М., 2001.

7. Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология.- М., 2002.

8. Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 2000.

Занятие 13. Типы корыстных преступников и их психологические особенности (2 часа).

Цель: выявить отличительные психологические особенности корыстных преступников.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема личности корыстного преступника в криминологии и криминальной психологии

2. Основные черты личности корыстного преступника

3. Причины и мотивы корыстных преступлений

4. Типологии корыстных преступников.

5. Психологические особенности различных типов корыстных преступников.

Задание. Составьте план-схему различных типологий личности корыстного преступника.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступ­ника.- Томск,1989.

2. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Психологические особенности осужденных за кражи личного имущества и индивидуальная работа с ними. -М., 1989.

3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., 1996

4. Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений. – Томск, 1989

5. Зелинский А.Ф. Корысть: опыт криминологического и психологического анализа.// Государство и право – 1993, №3 с.24-27

6. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький, 1974

7. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. – М., 1991

8. Миненок М.Г. Типология корыстных преступников.// Правоведение – 1991, №1 с.90-93

9. Серебрякова В.А., Зырянов В.Н. Корыстные преступления, совершаемые женщинами. - М., 1990.

Занятие 14. Криминогенное значение аномалий психического развития (2часа).

Цель: получить представления об основных видах криминогенно значимых психопатий.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды патопсихологических отклонений у преступных личностей.

2. Распространенность психических аномалий пограничного характера среди осужденных.

3. Криминогенность психопатий.

Задание: проанализировать криминальный и делинквентный стереотипы поведения подростков с органической недостаточностью мозга (Боев И. В., Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. – Ставрополь, 2001. – с.205-217). Выделите основные критерии анализа стереотипов поведения и занесите данные в таблицу:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: