Теоретический подход | Агрессия понимается как… | Акцент на стабильности (С) или изменчивости (И) |
Биологические объяснения | С | |
Этология | …внутренняя энергия | С |
Социобиология | …продукт эволюции | С |
Генетика поведения | …наследственная предрасположенность | С |
Психологические объяснения | ||
Фрейдовский психоанализ | …инстинкт разрушения | И |
Фрустрационная теория агрессии | …целенаправленное побуждение | И |
Когнитивный неоассоцианизм | …реакция на отрицательные эмоции | И |
Модель переноса возбуждения | …подкрепленная нейтральным возбуждением | И |
Социально-когнитивный подход | …функция переработки информации | И |
Теория научения | …возникающая в результате научения через подкрепление и подражание | И |
Модель социального взаимодействия | …результат процесса принятия решений | И |
Литература:
1. Агрессия и психическое здоровье. – СПб, 2002.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб,2000.
3. Гроф С. За пределами мозга.-М.,1993.
4. Закалюк А. П. Факторы, обусловливающие особую жестокость.//Юридическая психология. Хрестоматия./СПб, 2002.
|
|
5. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование (сборник научных трудов). М., 1990.
6. Намоконов ВА. Преступное поведение: детерминизм и ответственность.- Владивосток, 1989.
Занятие 11. Психологические особенности преступников, совершающих преступления с особой жестокостью (2 часа).
Цель: выявить отличительные психологические особенности насильственных преступников и преступников, совершающих преступления с особой жестокостью.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные психологические черты насильственных преступников.
2. Тревожность, враждебность и фрустрация в генезисе насильственных преступлений.
3. Социально-психологические аспекты ситуации совершения насильственных преступлений.
4. Особенности личности преступника, совершающего преступления с особой жестокостью.
Задание: провести письменный сравнительный анализ понятий «тревожность», «агрессия», «фрустрация», «враждебность», «аффект», «насилие», «жестокость» в контексте поведения насильственных преступников.
Литература:
1. Агрессия и психическое здоровье. – СПб, 2002.
2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., 1996
3. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький, 1974
4. Казакова В.А. Что такое насильственные преступления.// Человек против человека. Преступное насилие. – М., 1995. С. 79-87
5. Личность преступника – М., 1975
6. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. – М., 1988
7. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование (Сб. научных трудов). – М., 1990.
|
|
8. Табанов М.Р. Личность виновного в убийствах с особой жестокостью.// Современная преступность: новые исследования. – М, 1993 с. 90-98.
9. Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова.- М.,1997.
Занятие 12. Психологические особенности женской преступности(2 часа).
Цель: выявить психологические особенности женщин-преступниц и проанализировать причины их криминального поведения.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологические особенности женщин-преступниц.
2. Социально-психологический состав женской преступности.
3. Особенности женской корыстной мотивации.
4. Защитная агрессия как ведущий мотив насильственных преступлений женщин.
5. Типологии и классификации женщин-преступниц.
Задание: провести гендерный анализ причин преступного поведения и результаты занести в таблицу:
№ | Тип преступления | Причины преступлений | |
Женщина | Мужчина | ||
1. | Корыстные преступления | ||
2. | Насильственные преступления | ||
3. | Неосторожные преступления | ||
4. | Сексуальные преступления | ||
5. | Военные преступления | ||
6. | Экологические преступления |
Литература:
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., 1996.
2. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб, 2004.
3. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб, 2001.
4. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. – М., 1996.
5. Личность преступника. – М., 1975.
6. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. – М., 2001.
7. Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология.- М., 2002.
8. Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 2000.
Занятие 13. Типы корыстных преступников и их психологические особенности (2 часа).
Цель: выявить отличительные психологические особенности корыстных преступников.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема личности корыстного преступника в криминологии и криминальной психологии
2. Основные черты личности корыстного преступника
3. Причины и мотивы корыстных преступлений
4. Типологии корыстных преступников.
5. Психологические особенности различных типов корыстных преступников.
Задание. Составьте план-схему различных типологий личности корыстного преступника.
Литература:
1. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника.- Томск,1989.
2. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Психологические особенности осужденных за кражи личного имущества и индивидуальная работа с ними. -М., 1989.
3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., 1996
4. Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений. – Томск, 1989
5. Зелинский А.Ф. Корысть: опыт криминологического и психологического анализа.// Государство и право – 1993, №3 с.24-27
6. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький, 1974
7. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. – М., 1991
8. Миненок М.Г. Типология корыстных преступников.// Правоведение – 1991, №1 с.90-93
9. Серебрякова В.А., Зырянов В.Н. Корыстные преступления, совершаемые женщинами. - М., 1990.
Занятие 14. Криминогенное значение аномалий психического развития (2часа).
Цель: получить представления об основных видах криминогенно значимых психопатий.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и виды патопсихологических отклонений у преступных личностей.
2. Распространенность психических аномалий пограничного характера среди осужденных.
3. Криминогенность психопатий.
Задание: проанализировать криминальный и делинквентный стереотипы поведения подростков с органической недостаточностью мозга (Боев И. В., Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. – Ставрополь, 2001. – с.205-217). Выделите основные критерии анализа стереотипов поведения и занесите данные в таблицу:
|
|