(Отрывок из книги: ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ. – М., 1988, с.12-16).
Успешное использование в криминологических исследованиях методики ТАТ невозможно без знания основных подходов к анализу и интерпретации рассказов. В настоящее время имеются различные схемы анализа, в том числе разработанные Г. Мюрреем, Д. Раппопортом, С. Томкинсом, М. Арнольд. Отдельные психологи применяют только некоторые из них, нередко же используются те или иные пункты из нескольких систем одновременно. Мы приведем те из них, которые, на наш взгляд, наиболее продуктивны в криминологической научной практике.
Г. Мюррей (в изложении Е. Т. Соколовой) выделил такие этапы обработки рассказов.
1. Анализ начинается с нахождения персонажа, с которым идентифицирует себя испытуемый. Обычно это то лицо, в котором автор наиболее заинтересован, чьи чувства и мысли изображены наиболее полно. Формальными признаками идентификации считаются: эмоциональная насыщенность повествования, прямое обращение к собственному опыту (в криминологических исследованиях сознательное, прямое обращение к своему преступному опыту почти не встречается), употребление прямой речи, привнесение моментов, непосредственно не вытекающих из данной картинки, необычные сюжеты (в рассказах преступников, особенно рецидивистов — чаще всего криминальные) и некоторые другие.
|
|
При определении названного персонажа можно столкнуться со следующими трудностями:
· идентификация смещается с одного персонажа на другой, что может рассматриваться как неустойчивость представлений испытуемого о себе;
· он может идентифицировать себя одновременно с двумя персонажами, например, «отрицательным» и «положительным», тем самым выявляя в себе существование противоположных тенденций. Это может указывать и на неустойчивость поведения, что должно учитываться в криминологическом прогнозировании;
· объектом идентификации является персонаж противоположного пола, что может указывать на сексуальные перверзии. Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание как возможное указание на то, что в стимуляции преступного поведения сексуальные моменты сыграли мотивирующую роль;
· идентификация может отсутствовать; в этом случае персонажи могут рассматриваться как антиподы испытуемого.
2. Следующий этап анализа рассказов состоит в определении потребностей в терминологии Г. Мюррея, который вводит ранжирование (по пятибалльной оценке) силы потребности в зависимости от ее интенсивности, длительности, частоты и значения в развитии сюжета. После этого составляется список потребностей и соответствующих им давлений, которые во взаимосвязи проставляют, как отмечалось выше, «тему». Последняя дает возможность выяснить, находят ли удовлетворение доминирующие потребности; если нет, то происходит конфликт. Во всех случаях в рассказах по ТАТ, считает Г. Мюррей, отражаются не объективные жизненные обстоятельства, а то, как они воспринимаются самим испытуемым.
|
|
Д. Раппопорт отмечает, что, стоя на позициях различных теорий (психоаналитической, реалистической и др.), можно по-разному оценивать проявляющуюся в продуцируемых историях по методике ТАТ психическую энергию: как выражение неудовлетворенных потребностей и желаний, как комплексы личности, как защитную реакцию против опасностей и трудностей и т. д. Но как бы это ни называлось, выражение специфической энергии в норме всегда хорошо контролируется, у измененных и ригидных личностей — контролируется слабо, а у лабильных, импульсивных не контролируется вообще и непосредственно руководит их поведением. Этот последний случай большей частью встречается при психотике, в меньшем числе случаев — при истероидном строе и у психопатических лиц.
Многие рассказы по картинкам ТАТ — привычные штампы. Но очень трудно определить, насколько сюжеты по этой методике являются продуктами фантазии и воображения и в какой мере они представляют собой такие штампы. Однако и в последнем случае можно сделать выводы о личности испытуемого, его установках и возможностях, поскольку выбор штампа зависит от субъективных особенностей данного человека и закономерен именно для него. Установление того, почему был выбран именно этот штамп, имеет большое значение.
Основу для анализа рассказов составляет речевая продукция, хотя нужно учитывать и дополнительные данные. Например, обилие восклицаний, вставки в виде собственного отношения к изображенному, наличие воспоминаний в связи с излагаемым сюжетом могут указывать на эмоциональную лабильность испытуемого.
При применении теста тематической апперцепции к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, очень часто можно обнаружить депрессии. Для этих случаев характерны бедность продукции, рассказ чаще всего представляет собой лишь ответы на вопросы без создания сюжета, почти всегда отсутствует одна из его частей, большое внимание уделено темам счастья и неудач, рассказы носят мрачную окраску. Такие состояния, фиксируемые методикой, нередко бывают лишь реакцией на условия отбывания наказания и не представляют собой имманентных черт личности. Поэтому исследователь обязан должным образом оценить их.
В криминологических исследованиях необязательно подводить общую сумму оценок каждого свойства испытуемого, выявленного с помощью методики ТАТ. Можно пользоваться лишь общими принципами определения идентификации и проекции тенденций, мотивов, конфликтов, отношений и других аспектов личности. Важно оценить характер главного действующего лица, с которым субъект в наибольшей степени себя идентифицирует, определить скрытые, бессознательные мотивы преступного поведения, каким воздействиям среды подвергался субъект, активен или пассивен в отношениях с ней, могли ли быть удовлетворены его потребности, добивался ли он успеха, каковы его ценности, что составляет его мировоззрение, насколько склонность к антиобщественным действиям является устойчивой и с какими именно качествами личности это может быть связано и т.д. Мы полагаем, что не следует ограничиваться выявлением мотива только преступления, тем более малозначительного и совершенного единожды. Необходимо стремиться к изучению и тех движущих стимулов, которые в совокупности образуют определенный тип личности, поскольку знание типологических особенностей субъекта во многом позволяет понять мотивы его поведения. Познание мотивационной сферы в целом, отдельных психологических черт преступников может быть успешно использовано в деле их исправления и перевоспитания.
|
|
Важно отметить, что социально неприемлемая для самого индивида потребность далеко не всегда обнаруживается явно и непосредственно в рассказах испытуемых по методике ТАТ. Поэтому не исключено, что некоторые такого рода потребности в рассказах не будут проецированы. Возможны и гиперсоциальные сюжеты по тем картинкам, которые обычно провоцируют, например, агрессию и сексуальные перверзии, и здесь, по-видимому, действуют бессознательные механизмы психологической защиты. Такого рода рассказы мы изредка встречали у лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, что диктовалось и стремлением выглядеть в лучшем свете в глазах экспериментатора.
Применять данную методику следует тогда, когда возникают трудности в понимании личности конкретного человека, мотивов и механизмов преступного поведения. Например, при изучении личности А., который в составе группы совершил крупное хищение, оставалось непонятным, каким образом он был втянут соучастниками в преступную деятельность. Дело в том, что он вел очень скромный образ жизни, ранее ни в чем предосудительном не замечался; доля похищенного лично им была весьма невелика, в процессе следствия у него практически ничего не было изъято. Изучение его жизни позволило предположить, что, начиная с детства, он находился в некоторой социально-психологической изоляции, испытывая значительные трудности в общении.
Применение ТАТ подтвердило эту гипотезу. Так, по картинке 2, на которой изображен мужчина, обрабатывающий поле, и две женщины, А. рассказал: «Сельская жизнь. Мужчина пашет. Молодая с книжкой в руках; наверное, школьная учительница. До этого учительница закончила вуз и вернулась к себе в село, чтобы учить детей. Это весна, он подготовился к пахоте, подготовил и лошадь, и инвентарь. Затем он после посева получит урожай. Учительница будет готовиться к новому учебному году. Это третий персонаж (женщина). Ее смысл я не пойму. Больше здесь ничего не видно». Как мы видим, он ничего не говорит об отношениях между этими тремя персонажами, и аналогичными оказались его рассказы по другим картинкам, где изображено два и более лица. Такие сюжеты свидетельствуют о слабой включенности индивида в среду, межличностные контакты, непонимании отношений между людьми, об отсутствии соответствующего опыта. Особенно красноречив был рассказ А., точнее отказ от него, по картинке 7 (молодой и пожилой мужчины). Он рассматривал ее в течение 1 минуты 40 секунд (!), после чего пояснил: «Очень сложно сказать, что здесь. Не знаю». Это говорит об уходе от травмирующей ситуации, что связано, по-видимому, с его неблагополучными отношениями с отцом. Как он рассказал потом, он ушел от отца в двенадцатилетнем возрасте и стал жить у сестры.
|
|
В целом полученная информация дала основания для вывода, что А. — дезадаптированная личность, и тем самым позволила понять психологический механизм его преступного поведения. Его вовлечение в преступную деятельность было обусловлено тем, что он совершенно недостаточно разбирается в интерперсональных связях, в которые включены мужчины, и, желая преодолеть свое отчуждение среди них, пошел, образно говоря, на поводу соучастников.
В другом случае при изучении личности В., 30 лет, возникла задача установления мотивов совершения им ряда тяжких насильственных преступлений. В первый раз, в возрасте 17 лет, он был осужден за покушение на изнасилование, затем за хулиганство, а через 40 дней после освобождения нанес ножевое ранение, от которого потерпевший скончался.
Беседа с В. показала, что у него не было в детстве необходимых эмоциональных контактов с родителями. Это привело к его отчуждению, дезадаптации, постоянному ощущению возможной агрессии со стороны социального окружения. Как показывают исследования, мотивом, личностным смыслом насильственных преступных действий таких людей является порожденная страхом смерти защита от этой, чаще всего мнимой угрозы. Чтобы проверить это предположение применительно к В., ему было предложено составить рассказы по методике ТАТ. В них тема страха перед нападением прозвучала весьма отчетливо: по картинке 3—«вид у нее испуганный»; по картинке 4—«ее унизили и оскорбили незаслуженно»; по картинке 5—«у пего слишком жестокий взгляд, решительный»; по картинке 7 — «лицо у него скованное, он напуган»; по картинке 8—«у парня вид испуганный, встревоженный больно»; по картинке 9—«может, погоня за ними была, Переживает этот, скованно себя чувствует»; по картинке 10— «в лице женщины тревога»; по картинке 11—«кто-то крадется, человек или...»; по картинке 13—«он посторонний, может, убил ее»; по картинке 18 — «его ждет что-то нехорошее»; по картинке 20 — «кто-то стоит, кого-то поджидает. Может, грабитель». Вместе с тем В. не надеется на защиту других, и его психологическая незащищенность имеет своим источником отвергание его родителями в детстве. Так, в рассказе по картинке 6 (пожилая женщина и молодой мужчина) он отметил, в частности: «Мать отвернулась от сына. Я впервые такое вижу», а по картинке 7 (молодой и пожилой мужчины) — «молодой напуган, а старший не обращает внимания».
Таким способом были установлены мотивы насильственных преступлений В., подтверждена криминогенная роль его психической депривации в детстве.
Данная методика может быть с успехом использована для изучения личности преступников, имеющих психические аномалии. Так, если при повторении оговорка не поправляется, то это, согласно Д. Раппопорту, может быть следствием нарушения восприятия или признаком утраты смысла понятия, т. е. признаком психологической дезорганизации мышления. Смысловые ошибки могут проявляться в виде несогласованности частей рассказа. Если, например, испытуемый, рассказывая о картинке 12, сначала говорит о том, что стоящий мужчина пришел лечить лежащего человека, а позже о том же мужчине, что он пришел убить его, необходимо провести опрос. В ходе его надо выяснить, результат ли это незаконченности выбора варианта в начале рассказа или нарушение смысловых связей. Если он пояснит: «Я передумал. Правильнее будет, что он пришел убить его», то это не выходит за пределы нормы. Если же испытуемый отрицает сказанное или утверждает, что было сказано то, чего в действительности сказано не было, то налицо признак нарушения мышления: в более легких случаях истерия, психопатизация, в явных и многочисленных — безусловное проявление психотики.
Д. Раппопорт считает, что о личностных изменениях или о болезненном процессе может свидетельствовать следующее: 1) сдвиг ядра, основы рассказа с центральной позиции по отношению к ситуации картинки; 2) картинка воспринимается как рисунок, модель для художника, сон, ночное видение, галлюцинация; 3) одна или несколько частей рассказа, требуемых инструкцией, опускаются не только при спонтанном рассказе, но и после просьбы исследователя дополнить его недостающей частью; 4) одна из частей рассказа непомерно разрастается, вытесняя остальные; 5) несколько картинок объединяется в один сюжет; 6) ситуация по картинке не создается как самостоятельный сюжет, а описывается формально, несмотря на напоминание экспериментатора, что его нужно создать; 7) в рассказ вводятся лишние, не существующие на картинке персонажи, собственное отношение, собственные имена, даты, исторические справки и т. д.; рассказ ведется от первого лица. Весьма показательны нарушения восприятия—смещение возраста изображенных персонажей, неправильное установление их пола, распознавание в них «точных» примет определенной географической зоны или исторической эпохи, неправильная ориентировка в пространстве, изображенном на картинке, перенос центра внимания с главных фигур или предметов на второстепенные. Однако такие отступления от нормы оцениваются в качестве аномальных только в совокупности и в зависимости от других данных.
Для криминологических исследований личности преступника значительный интерес представляют некоторые диагностические показатели, разработанные Д. Раппопортом. Так, паранойяльность выражается в том, что сюжеты рассказов мрачны, а в их тематике часто звучат мотивы страха, подозрительности, затаенной агрессии, которыми испытуемый наделяет своих персонажей.
Именно такие особенности были выявлены нами при применении рассматриваемой методики к лицам, виновным в совершении убийств. У лиц паранойяльного склада, отмечает Д. Раппопорт, наблюдается осуждающее морализирование, ошибочное распознавание пола, восприятие разных планов картинки как разных по времени моментов, обнаружение одного и того же персонажа в разных картинках, упорное отрицание агрессии во всех картинках, где можно найти намек на нее. В этом же направлении должно настораживать появление в общем обычном и логичном фоне всех рассказов какой-нибудь одной странной, обращающей на себя внимание истории,
Как мы видим, возможности методики ТАТ, особенно в познании скрытых мотивов, глубинных особенностей личности, достаточно велики. Именно это обстоятельство предопределило ее широкое использование в нашей стране в медико-психологических исследованиях, решении теоретических и методических вопросов профессиональной диагностики. Применение ТАТ в области криминологии позволит и уже позволяет значительно расширить наши представления о причинах и механизмах преступного поведения в целях повышения эффективности его профилактики.
Задание 3. Законспектировать статью и внедрить на практике полученные знания; исследовать личность преступника с помощью ассоциативного рисуночного теста на базе СИЗО. Представить данные анализа в письменном варианте в виде характеристики (2 часа).