Задержка доступа

Схема на рис. 2.28 иллюстрирует роль задержки злоумышленника в СФЗ – для выполнения поставленной задачи (достижения цели нападения) ему нужно время ТН, до истечения которого: в момент Т0 он будет обнаружен. Время ТСТ0 нужно СФЗ для оценки сигнала тревоги и уровня угрозы, время ТРТС необходимо силам реагирования для выдвижения в нужное место на объекте. Задержка злоумышленника с помощью барьеров, препятствий и других ТС типа «преграда» имеет ввиду увеличение времени выполнения им задачи, что способствует своевременному развертыванию сил реагирования и началу их активных действий.

Для хорошо подготовленного злоумышленника барьеры являются преодолимым препятствием, они неспособны остановить его, но могут замедлить продвижение к цели. Устройствами типа «преграда» могут быть пассивный барьер (двери, стены, полы, замки, решетки), охрана (посты, патрули) и распыляемый (активируемый при нападении злоумышленника) барьер.

Время, необходимое злоумышленнику

для достижения цели нападения

Момент Время задержки

Начало срабатывания

атаки датчика

Время Время Момент начала действий

оценки реагирования сил реагирования

ТС – Т0 ТР – ТС

0 Т0 ТС ТР ТЦ Текущее время

Рис. 2.28. Роль задержки доступа в СФЗ

Охранники СБ – наиболее гибкий, мобильный и непрерывно действующий элемента задержки, но дорогостоящий и неспособный справиться с превосходящими силами противника, а также подверженный вербовке. Пассивные барьеры всегда на месте и в состоянии работоспособности, но они преодолеваемы – например, с помощью взлома или взрывчатки. Распыляемые барьеры (химический дым, слезоточивый газ, липкая пена) обладают компактностью и быстродействием, пригодны при любой угрозе и способны обеспечивать значительную задержку, но могут и самопроизвольно срабатывать, травмируя сотрудников и непричастных лиц. Барьеры и датчики ОС целесообразно использовать совместно, облегчая оценку тревоги и определяя направления движения злоумышленника с целью его перехвата. Совершенствование барьеров стимулирует применение злоумышленниками более совершенного инструмента и требует от них тренировки навыков, но не увеличивает время задержки.

При вторжении злоумышленник применяет инструменты: ручные – топоры, молоты, кувалды; ножницы по металлу; ручные механические (гидравлические) кусачки, абразивные пилы, электродрели, перфораторы, абразивные водяные пилы; высокотемпературные режущие (кислородно-ацетиленовые) горелки и резаки; взрывчатые вещества; транспортные средства – грузовики, легковые автомобили, поезда, катера, самолеты, вертолеты, мотоциклы и вездеходы.

На рис. 2.29 представлен сценарий хищения материалов (задокументированной КИ) из контейнера, согласно которому на достижении цели злоумышленнику выделяется время ТЦ = 3 мин. (при условии, что ему не помешают силы реагирования СБ). Сценарий предусматривает решение восьми задач (№1-№8), содержание и продолжительность каждой из которых представлены в Таблице 2.3.

Проникновение

в зону Проникновение

в здание Проникновение

в комнату Захват

контейнера

Номера задач злоумышленника

Злоумышленник №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7

№8

0 Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7

Т8 = ТЦ

Рис. 2.29. Маршрут злоумышленника при хищении

материалов (информации из контейнера) на объекте

Таблица 2.3. Содержание задач, решаемых злоумышленником, и затраты

времени на совершение кражи КИ из контейнера

  Задача Оценка времени
Среднее время; мин. Суммарное время; мин Описание решаемой задачи
№1 0,1 Перелезть через ограду
№2 0,3 0,4 Пробежать 24 м
№3 0,8 1,2 Взломать дверь
№4 0,4 1,6 Пройти 15 м
№5 0,2 1,8 Вырезать замок
№6 0,1 1,9 Пройти до контейнера
№7 0,2 2,1 Открыть контейнер и забрать носитель КИ
№8 0,9 3,0 Вернуться обратно
Суммарное время 3 мин.

Согласно данным рис. 2.29 и Таблицы 2.3, если силы реагирования СБ должны прибыть на место и войти в контакт со злоумышленником до его входа в здание, то на это им отводится 1 мин. после сигнала тревоги. Если их задачей является предотвращение (пресечение) акта нападения до момента достижения злоумышленником цели, они обладают лимитом времени в 2 мин. Если, перехватить злоумышленника можно после достижения им цели, но на территории объекта, – у сил реагирования имеется на это 3 мин. времени. Отсюда следует вывод: если СФЗ и силы реагирования не успевают прибыть и развернуться за указанное время, препятствия следует усовершенствовать для обеспечения большего времени задержки злоумышленника.

Барьеры по периметру (ограждение из колючей проволоки высотой 2-3 м и шириной до 9 м) формируют внешний уровень СФЗ, их задача – не пропускать к объекту лиц без разрешения (допуска). Для злоумышленника, использующего мост из подручных средств (лестницы, веревки) это преграда слабая (задержка до 1 мин.). Чтобы увеличить задержку, в периметр включают противотранспортные барьеры с датчиками ОС, что улучшает оценку сигнала тревоги и создает трудности для злоумышленника, который вынужден идти пешком и нести на себе инструмент и оружие. Ограждения из колючей проволоки поверх преград дают дополнительную задержку (оптимальной по критерию «стоимость – эффективность» является установка кронштейнов с натянутой спиралью из колючей проволоки или ленты). Недостатки: спирали сужают поле зрения ТВ системы, что затрудняет оценку сигнала тревоги; межбарьерное пространство трудно очищать; система дорогая, громоздкая и в целом неэффективная.

Ворота предназначены для регулирования потока транспорта и пешеходов, это также средства сдерживания и задержки злоумышленника – уязвимые для тарана средствами транспорта, поскольку через них обычно проходит дорога. Ворота делают двойными – с отстойником между ними для досмотра и проверки людей и транспорта. Для минимизации вероятности прорыва в охраняемую зону противотранспортные ворота устанавливают в стратегически важных точках периметра, которые определяются по следующим критериям: параметры угрозы, против которых должен устоять барьер (вес автомобиля, скорость удара); характеристики защищаемого сектора и объекта; особенности СФЗ, важные для системы противотранспортных барьеров. Противотранспортные барьеры в виде надолбов из забетонированных труб (высотой около 0,75 м) более эффективны по сравнению с тросовыми конструкциями, которые злоумышленник может разрушить режущим инструментом. В системе противотранспортных барьеров используют также уловители с применением ограниченной противодействующей силы – когда автомобиль тормозит из-за цепляющихся грузов, рыхлого песка и т.д.; аварийные подушки, ускоряющие процесс торможения – путем применения пластиковых контейнеров с водой; пустых стальных бочек; инерционные устройства в виде бочек, наполненных песком; незакрепленных бетонных деталей и т.п.; жесткий тормоз – останавливающий автомобиль на минимальном расстояния при ударе о хорошо закрепленные массивные бетонные объекты и стальные конструкции.

К конструкционным барьерам в СФЗ относятся:

- стены, которые злоумышленник может преодолевать с помощью взрывчатки (средство защиты – многослойные конструкции с засыпкой, взрывая которые можно обрушить крышу) или механических разрушителей (железобетонные стены более устойчивы из-за необходимости разрезать арматуру), задержка злоумышленника при преодолении стен достигает 5 мин.;

- двери (классификацию иллюстрирует рис. 2.30) – потенциально уязвимые места в системе защиты (взорвать дверь злоумышленник может за считанные секунды; вскрыть или частично разрушить – за 1-3 мин.), поэтому их упрочняют по всем конструктивным параметрам (включая петли, короба, замки, болты);

- окна и служебные люки также нуждаются в доработке для снижения уязвимости: конструктивно их можно выполнять с размерами, не позволяющими пролезть человеку; снабжать решетками из стальных прутьев, сетки, труб; устанавливать стеклополикарбонатные композитные материалы (держат атаку в течение 10 мин.); армированные стальной проволокой (0,5 мин.) и ударопрочные стекла (до 1,5 мин.);

- крыша и пол укрепляются с помощью рулонных материалов со встроенной защитой; добавлением жесткой изоляции с необходимой толщиной; армированием железобетона искривленной арматурой и стальной сеткой; путем упрочнения крепежа и установки дополнительных креплений на крышах с гофрированным покрытием; механическим скреплением или навариванием непрерывным швом накладок большей толщины на стыки металлических конструкций; укреплением полок тавровых балок из железобетона арматурой большего сечения; установкой под крышами барьеров, которые могут быть эффективнее барьеров в самой крыше.

 
 


Рис. 2.30. Варианты реализации дверей

Активный распыляемый барьер включает механизм принятия решения о его применении (активации); управляющие устройства и аппаратура для выполнения данного решения; материал, создающий препятствие вторжению злоумышленника; сотрудники охраны объекта.

В механизме принятия решения задействованы охранник (или датчик ОС); аппаратура управления и контроля призвана уменьшить вероятность ложного срабатывания (при грозах; бросках напряжения в электросети; вибрации почвы; помехах из-за ЭМО) и обеспечить своевременный запуск системы распыления (твердой полиуретановой или стабилизированной водной пены – с добавлением слезоточивого или перечного экстракта; липкой термопластичной пены; сетей и ловушек, сбрасываемых с потолка; мелконарезанной бумаги – что особенно эффективно в сочетании с дымом и туманом).

Выбор распыляемого вещества обусловлен компромиссными требованиями к барьеру: минимальное влияние на работу и безопасность персонала – и обеспечение надежной пространственной защиты от НД злоумышленника; долгий срок хранения – и возможность эффективной многократной активации; эшелонированная защита охраняемой зоны – и экономическая оправданность применения; возможность уборки и очистки территории после ее загрязнения и т.д.

Процедуры обслуживания пассивных барьеров и препятствий предусматривает осмотр, чистку и ремонт при выходе их из строя. Срок службы систем задержки с распыляемыми барьерами 10-25 лет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: