Спрос на товар и его характеристики: закон, функция, график, факторы динамики

Микроэкономика изучает функционирование рынка отдельного товара исходя из анализа таких его элементов, как спрос, предложение, цена.

Под спросом понимается количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести за установленную цену в определенной период времени. Различают индивидуальный, рыночный и совокупный типы спроса. Индивидуальный спрос (dd) отражает потребность отдельного покупателя, выраженную в денежной форме. Рыночный спрос (DD) определяется суммированием объемов спроса всех покупателей, действующих на рынке, при разных вариантах цены. Совокупный спрос (AD) выражает суммарную платежеспособную потребность таких секторов экономики, как, государство, фирмы, домашние хозяйства.

Спрос потребителей зависит от многих факторов, ключевым из которых является цена товара. Раскроем связь между спросом и ценой товара Х на условном примере, используя данные таблицы 1.

Таблица 1.

Шкала спроса на товар Х

Цена за единицу товара Х, руб. Объем спроса (количество товара, на которое предъявляется спрос со стороны покупателей), тыс. шт.
   
   
   
   
   
   
   

На основе шкалы спроса на товар Х построим график (рис. 2), где по горизонтальной оси отложим количество товара Х (Q), а по вертикальной оси – цену за единицу товара Х (Р).

 
 

Анализ шкалы спроса на товар Х (таблица 1) и графика спроса на товар Х (рис. 2) свидетельствует об обратной (отрицательной) связи между ценой и объемом спроса. Эта обратная связь выражается законом спроса, который гласит, если цена на товар растет (при прочих равных условиях), то объем спроса уменьшается, а если цена на товар снижается, то объем спроса увеличивается.

В формализованном виде связь объема спроса и цены товара выражается как QD = f (P), где

QD - объем спроса;

Р – цена за единицу товара.

Подобный способ выражения функции спроса называется аналитическим или алгебраическим. Применяя его следует руководствоваться правилом: если при некотором варианте цены значение формулы отрицательно, то объем спроса в данном случае берется равным нулю. Максимальной ценой спроса считается та, со значения которой объем спроса становится равным нулю.

Помимо аналитического (алгебраического) способа на практике широко применяется табличный или графический способы выражения функции спроса конечного потребителя.

Ценой спроса принято считать максимальную цену, по которой покупатели готовы приобретать определенное количество товара.

В микроэкономической теории принято различать понятия «объем спроса» и «спрос», «движение по кривой спроса» и «движение кривой спроса».

Объем спроса (QD) отражается точкой на графике (рис. 3). Его изменение происходит под влиянием цены товара, что сопровождается движением по графику (вверх или вниз) от точке к точке.

 
 


P D

A


B

D

Q

Рис.3 Изменение объёма спроса под влиянием цены товара

Спрос выражается графиком (D) и его изменение происходит под влиянием неценовых факторов, которые могут вызвать увеличение спроса и график переместится из положения D D0 вправо вверх в положение D1 D1 или уменьшение спроса (график спроса из положения D0 D0 переместится влево вниз в положение D2 D2 ) (рис. 4).

 
 

Рис. 2. Изменение спроса под влиянием неценовых факторов

К неценовым факторам, влияющим на спрос, относятся:

· Вкусы и предпочтения потребителей, формируемые модой, рекламой и изменениями образа жизни;

· Число покупателей: с ростом числа покупателей спрос на товар увеличивается, а с сокращением численности покупателей – спрос на товар уменьшается;

· Доход покупателей: с ростом дохода спрос на товары высшего качества увеличивается, а на товары низшего качества - уменьшается. С уменьшением дохода покупателей происходит увеличение спроса на товары низшего качества и сокращение спроса на товары высшего качества;

· Ожидания покупателей в отношении сезонных скидок, предпраздничных акций или повышения общего уровня цен (инфляции) способны увеличить или,напротив, уменьшить спрос на товар;

· Изменения цен заменяющих (субститутов) или дополняющих товаров. Рост цен на товар - субститут увеличивает спрос на товар - аналог. Рост цены на один дополняющий товар сокращает спрос на другой сопряженный в потреблении товар.

Закон спроса не действует в отношении двух групп товаров: Гиффена и Веблена. К товарам Гиффена относят, как правило, малоценные, дешевые продукты, составляющие основу рациона питания малообеспеченных слоев населения (например, картофель). Если цена товара Гиффена растет, то низкодоходные группы потребителей сокращают спрос на качественные продукты питания, чтобы обеспечить себе привычный рацион (рыбу, мясо и т. д.). Несмотря на рост цены, товар Гиффена остается сравнительно дешевым, а следовательно и доступным для потребителей с низким уровнем располагаемых доходов. Таким образом, с ростом цены увеличивается объем спроса на товар Гиффена, который замещает потребление качественных, дорогих продуктов питания (рис. 5).

К товарам Веблена принадлежат дорогие украшения, часы, автомобили, стильная одежда и т. д., которые приобретаются состоятельными покупателями для демонстративного потребления в обществе. Именно цена данных товаров становится их основным атрибутом, который подчеркивает исключительное положение потребителя, его высокий социальный статус и роль в социуме. Таким образом, с ростом цены товара Ведлена увеличивается объем спроса на него со стороны высокодоходных групп потребителей (рис. 5).

P Товар Веблена
     
 
 
 


Товар Гиффена

Q

Рис. 5 Модификация графика спроса в отношении товаров Гиффена и Веблена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: