Итоги и выводы. Стратегический менеджмент в некоммерческих органи­зациях имеет много общих черт со стратегическим менедж­ментом фирмы

Стратегический менеджмент в некоммерческих органи­зациях имеет много общих черт со стратегическим менедж­ментом фирмы, однако имеются и отличия.

С точки зрения целей отличия определяются, прежде все­го, спецификой требований, стоящих перед организациями двух разных типов. Если цели фирмы представлены количе­ственно (в категориях роста прибыли, объемов продаж, эффективности использования капитала и т.д.), то цели НКО являются качественными, слабо определенными, размыты­ми, изменяющимися, конфликтующими и не операционализированными. Процесс достижения целей НКО часто не поддается непосредственной оценке. В этом случае использу­ют «вторичные индикаторы» — косвенные показатели, ха­рактеризующие деятельность организации.

Эффективность деятельности НКО может оцениваться с позиций четырех подходов: целевого, процессного, ресурс­ного и подхода с позиций стейкхолдеров.

НКО, как правило, финансируются из внешних источ­ников. Их самостоятельность в составлении бюджета и рас­пределении бюджетных средств ограничена. Это сужает воз­можность выбора альтернативы стратегического развития НКО. Часто решения в этом случае основываются не на ком­мерческих соображениях, а на требовании максимального удовлетворения интересов спонсоров, общественности и других стейкхолдеров.

Особенность стратегического процесса в НКО определя­ется также спецификой свойственных им отношений власти, Они определяются значительно большим влиянием стейк­холдеров на процесс принятия стратегических решений и большей зависимостью СЕО от такого влияния. Отсюда глав­ная функция СЕО в НКО — посредническая.

Контрольные вопросы

1. Как различаются цели коммерческих и некоммерческих (бесприбыльных) организаций?

2. Какие методы используются для оценки эффективности НКО?

3. Как влияют особенности финансирования НКО на стратегическое управление?

4. Когда применяются и каковы возможности применения методов анализа затрат — выгод и анализа по предельным затратам?

5. Какова последовательность шагов разработки и осуществления стратегии муниципальных реформ?

Литература

Брайс X. Десять принципов управления некоммерческими организациями //Современный менеджмент /Пер. с англ. М., 1997. С. 1629-1630.

Муниципальный менеджмент /Под ред. Т. Г. Морозовой. М., 1997.

Стратегическое планирование развития города. Проблемно-тематический сборник. М., 1999.

Янг Д. Руководство некоммерческими организациями /Современный ме­неджмент /Пер. с англ. М., 1997. С. 1631-1635.

Bowman С., Asch D. Strategic management. L., 1987.

Robey P., Sales A. Designing organizations. Burr, 1996.

Wolf Th. The non-profit organisation. Englewood Cliffs, 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: