Переделать и переписать

Авторы современных исследований толерантности в различных подходах психологии: бихевиоральный (Толерантность – особая поведенческая реакция человека), когнитивный (Толерантность - есть знание, рациональные доводы человека), экзистенциально-гуманистический(Толерантностьценность, жизненная позиция,осмысленная и ответственная), отмечают: существует явный «разрыв» между теорией и практикой; нет единых критериев выявления проявлений толерантности (А. Ауэрбах, С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, Р. Корсини, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.); поверхностно изучено «внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов его развития трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий» в межличностном взаимодействии.

Многие авторы (Г.В. Безюлева, С.Л.Братченко, Е.Ю. Клепцова, Е.Г. Левченко, А.А. Погодина, Г.М. Шеламова и др.) делают попытки определить: компоненты, составляющие толерантность и механизмы способствующие становлению толерантных отношений.

При обзоре литературных источников по теме толерантность, можно согласится со структурой толерантности выделенную Е.Ю. Клепцовой которая выделяет четыре компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и конативный.

  • Мотивационно-ценностный компонент

Мотивационно-ценностный компонент при толерантном отношении связан с глубоким усвоением, например ненасилия как общечеловеческой ценности либо иной философско-этической или религиозной концепции, где провозглашаются смыслы добра, ненасилия, веротерпимости, смиренности и т.д. Соответственно, определяющей мотивацией будут являтся мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения, уступчивости, снисхождения…

  • Когнитивный компонент

Когнитивный компонент выражается в умении понять происходящее, мотивацию, миропостроение противоположной стороны, включающее в себя рефлексивное сознание и мышление. Понимание способствует переструктуированию личностных смыслов и составляет важный момент личностного роста и развития.

  • Эмоционально – волевой компонент

Эмоционально-волевой компонент при толерантном отноше­нии состоит в умении преодолевать раздражительность, невыдержанность, проявлять выдержку, самообладание, самокон­троль и саморегуляцию, а при работе над собой выражается в эмпатии, любви, уважении, интересе.

  • Конативный компонент

Конативный компонент толерантного отношениявылива­ется в ассертивное поведение. Ассертивность имеет три основ­ных значения: уверенность в себе и готовность принимать от­ветственность за свои действия; конструктивный подход к ре­шению проблем; желание не ущемлять чужих интересов.

Е.Г.Левченко выделяет следующую структуру толерантности личности (рис.1), в которую входит пять составляющих: эмоциональная устойчивость (ЭУ), эмпатия (ЭМ), ассертивность (АС), ценностные ориентации (ЦО), коммуникативная толерантность (КК).

Рис. 1. Структура толерантности личности

В работах Г.У. Солдатовой, Е.М. Макаровой, G. Allport описываются особенности терпимости и толерантности, такие, как активность, равноправие, взаимоуважение, сотрудничество и солидарность, позитивная лексика, психологическая устойчивость, универсальность и др.

Так А.А. Погодина считает, что основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды).

Таблица

Критерии толерантности (по А.А. Погодиной)

Критерии Показатели
Устойчивость личности Эмоциональная стабильность; Доброжелательность, вежливость, терпение; Социальная ответственность; Самостоятельность; Социальная релаксация
Эмпатия Чувствительность партнера; Высокий уровень сопереживания; Учтивость; Экстравертность; Способность к рефлексии
Дивергентность мышления Отсутствие стереотипов, предрассудков; Гибкость мышления; Критичность мышления
Мобильность поведения Отсутствие напряженности в поведении; Отсутствие тревожности; Контактируемость, общительность (коммуникабельность); Умение найти выход из сложной ситуации; Динамизм; Автономность поведения; Прогностицизм
Социальная активность Социальная самоидентификация; Социальная адаптированность; Креативность; Социальный оптимизм; Инициативность

Эти критерии можно развить, уточнив, что:

устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;

эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

дивергентность поведения — способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Операционализируя понятие толерантности в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий, С.Л. Братченко выделяет четыре основных ракурса ее исследования:

~ как психологической устойчивости,

~ как системы позитивных установок,

~ как совокупности индивидуальных качеств,

~ как системы личностных и групповых ценностей.

Изучив психолого-педагогические подходы к исследованию компонентов составляющих толерантность (толерантные отношения) работы по проблеме составляющих толерантности (подробно см. Учебное пособие № 2.«Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Толерантность в теории»), можно сделать вывод, о том, какие компоненты входят в структуру толерантности, и способствуют, как механизм становления толерантных отношений.

Сопоставив различные мнения, рассмотрим некоторые психологические составляющие личности, мы выделили те составляющие толерантности, которые признаются исследователями; эмпатия, рефлексия, принятие, ассертивность эмоциональная устойчивость, коммуникация, сотрудничество, доброжелательность, самоконтроль, уступчивость, терпение, терпимость, терпеливость, агрессивность, тревожность, конфликтность. В пособии представлены методики для диагностики становления толерантности и толерантных отношений, которые возможно применять как в комплексе, так и по отдельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: