Авторы современных исследований толерантности в различных подходах психологии: бихевиоральный (Толерантность – особая поведенческая реакция человека), когнитивный (Толерантность - есть знание, рациональные доводы человека), экзистенциально-гуманистический(Толерантность – ценность, жизненная позиция,осмысленная и ответственная), отмечают: существует явный «разрыв» между теорией и практикой; нет единых критериев выявления проявлений толерантности (А. Ауэрбах, С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, Р. Корсини, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.); поверхностно изучено «внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов его развития трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий» в межличностном взаимодействии.
Многие авторы (Г.В. Безюлева, С.Л.Братченко, Е.Ю. Клепцова, Е.Г. Левченко, А.А. Погодина, Г.М. Шеламова и др.) делают попытки определить: компоненты, составляющие толерантность и механизмы способствующие становлению толерантных отношений.
|
|
При обзоре литературных источников по теме толерантность, можно согласится со структурой толерантности выделенную Е.Ю. Клепцовой которая выделяет четыре компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и конативный.
- Мотивационно-ценностный компонент
Мотивационно-ценностный компонент при толерантном отношении связан с глубоким усвоением, например ненасилия как общечеловеческой ценности либо иной философско-этической или религиозной концепции, где провозглашаются смыслы добра, ненасилия, веротерпимости, смиренности и т.д. Соответственно, определяющей мотивацией будут являтся мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения, уступчивости, снисхождения…
- Когнитивный компонент
Когнитивный компонент выражается в умении понять происходящее, мотивацию, миропостроение противоположной стороны, включающее в себя рефлексивное сознание и мышление. Понимание способствует переструктуированию личностных смыслов и составляет важный момент личностного роста и развития.
- Эмоционально – волевой компонент
Эмоционально-волевой компонент при толерантном отношении состоит в умении преодолевать раздражительность, невыдержанность, проявлять выдержку, самообладание, самоконтроль и саморегуляцию, а при работе над собой выражается в эмпатии, любви, уважении, интересе.
- Конативный компонент
Конативный компонент толерантного отношениявыливается в ассертивное поведение. Ассертивность имеет три основных значения: уверенность в себе и готовность принимать ответственность за свои действия; конструктивный подход к решению проблем; желание не ущемлять чужих интересов.
|
|
Е.Г.Левченко выделяет следующую структуру толерантности личности (рис.1), в которую входит пять составляющих: эмоциональная устойчивость (ЭУ), эмпатия (ЭМ), ассертивность (АС), ценностные ориентации (ЦО), коммуникативная толерантность (КК).
Рис. 1. Структура толерантности личности
В работах Г.У. Солдатовой, Е.М. Макаровой, G. Allport описываются особенности терпимости и толерантности, такие, как активность, равноправие, взаимоуважение, сотрудничество и солидарность, позитивная лексика, психологическая устойчивость, универсальность и др.
Так А.А. Погодина считает, что основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды).
Таблица
Критерии толерантности (по А.А. Погодиной)
Критерии | Показатели |
Устойчивость личности | Эмоциональная стабильность; Доброжелательность, вежливость, терпение; Социальная ответственность; Самостоятельность; Социальная релаксация |
Эмпатия | Чувствительность партнера; Высокий уровень сопереживания; Учтивость; Экстравертность; Способность к рефлексии |
Дивергентность мышления | Отсутствие стереотипов, предрассудков; Гибкость мышления; Критичность мышления |
Мобильность поведения | Отсутствие напряженности в поведении; Отсутствие тревожности; Контактируемость, общительность (коммуникабельность); Умение найти выход из сложной ситуации; Динамизм; Автономность поведения; Прогностицизм |
Социальная активность | Социальная самоидентификация; Социальная адаптированность; Креативность; Социальный оптимизм; Инициативность |
Эти критерии можно развить, уточнив, что:
устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;
эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;
дивергентность поведения — способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.
Операционализируя понятие толерантности в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий, С.Л. Братченко выделяет четыре основных ракурса ее исследования:
~ как психологической устойчивости,
~ как системы позитивных установок,
~ как совокупности индивидуальных качеств,
~ как системы личностных и групповых ценностей.
Изучив психолого-педагогические подходы к исследованию компонентов составляющих толерантность (толерантные отношения) работы по проблеме составляющих толерантности (подробно см. Учебное пособие № 2.«Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Толерантность в теории»), можно сделать вывод, о том, какие компоненты входят в структуру толерантности, и способствуют, как механизм становления толерантных отношений.
Сопоставив различные мнения, рассмотрим некоторые психологические составляющие личности, мы выделили те составляющие толерантности, которые признаются исследователями; эмпатия, рефлексия, принятие, ассертивность эмоциональная устойчивость, коммуникация, сотрудничество, доброжелательность, самоконтроль, уступчивость, терпение, терпимость, терпеливость, агрессивность, тревожность, конфликтность. В пособии представлены методики для диагностики становления толерантности и толерантных отношений, которые возможно применять как в комплексе, так и по отдельности.
|
|