Цели: учить детей умению запоминать короткие стихи; при проговаривании их не нарушать грамматическое оформление слов и словосочетаний, соблюдать рифму и ритмический рисунок произведения.
Задачи:
Л. Выделение из стихотворения уменьшительной формы существительных, объяснение слова «неумелочка».
Активизация глагольной лексики по теме: антонимы (одевать — раздевать, надевать — снимать, одеваться — раздеваться, завязывать — развязывать, застегивать — расстегивать), различение действий (одевать — надевать; вешать — класть. — ставить).
Г. Употребление в практических упражнениях предлогов в, на.
П. Употребление простых предложений из трех слов, с однородными дополнениями, с предложными конструкциями. С. Заучивание короткого стихотворения. Материал:
1.Сюжетные картинки для составления предложений.
2. Текст стихотворения «Таня-неумелочка».
3. Карточки-сигналы с условно-графическим изображением предлогов в, на.
Приемы, упражнения:
1. Беседа о самостоятельности детей при одевании и раздевании. Ответы на вопрос что ты делаешь сям? (сначала при одевании, потом при раздевании) по представлению детей.
|
|
Я сам надеваю брюки. Я сама надеваю кофту.
— А умеешь ли ты застегивать брюки (кофту)?
Проговаривание слова: за-сте-ги-ва-ю.
Я сам застегиваю брюки.
— Кто умеет завязывать шапку (шарф)?
Я умею завязывать шапку.
Я сам завязываю шапку (шарф). Я сама расстегиваю пуговицы. Я умею развязывать шнурки. И т.п.
— А чего ты еще не умеешь делать?
Я не умею завязывать (развязывать) шарф. И т.п.
2. Выделение слов-действий с противоположным значением (одеваться — раздеваться, завязывать — развязывать и т.д.).
3. Составление предложений по сюжетным картинкам и вопросам: кто? что делает? что сделал? что?
Вова надевает сапоги. Лида снимает фартук.
— Про что еще можно сказать «надевает», «снимает»?
Таня надела пальто, сапоги и шапку.
Леня снял куртку, сапожки и шапочку. Лена завязывает (развязывает) шапочку. И т.п.
4. Различение слов надевает — одевает по сюжетным картинкам.
Мама одевает дочку.
Девочка сама одевается. Она надевает куртку.
Девочка одевает куклу. Бабушка сама одевается. Она надевает шубу.
5. Чтение логопедом наизусть стихотворения «Таня-неумелочка».
6. Беседа по содержанию стихотворения.
7. Словарная работа:
значение слова «неумелочка»;
сапожки — сапоги, чулочки — чулки;
надевают (мама надевает, папа надевает, мама и папа надевают).
8. Заучивание стихотворения сопряженно с логопедом, отраженно по 2 и 4 строчки.
9. Чтение стихотворения наизусть теми детьми, кто его запомнил.
10. Различение действий: ставить (стоит), вешать (висит), класть (лежит) с использованием таблицы,
|
|
Что висит? (Шуба, ножницы, полотенце, халат, платье). Что лежит? (Карандаш, тетрадь, мяч, нож, вилка). Что стоит? (Чайник, ваза, туфли, будильник, стакан).
11.Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием карточек-сигналов предлогов в, на.
Девочка вешает шубу в шкаф. (Внутрь — в). Мальчик кладет шапку на полку. (Наверх — на). И т.п. Сигналы: в — контур кубика, внутри кубика мячик; на — на таком же контуре кубика тот же мячик.
12. Физкультминутка. Проговаривание стихотворения «Таня-неумелочка» под движение шагом (логическое ударение хорошо сочетается с шагом правой ноги).