Развитие политических учений в XIX начале XX вв

Девятнадцатый век – это век естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание. Стилю политических идей этого периода было уже чуждо – схоластика средневековья и морализаторство просветителей. Лидером в науке стала физика (механика И. Ньютона) и биология (эволюционная теория Ч. Дарвина). Самыми же крупными фигурами развития социологических подходов в политических учениях считают Канта (1789-1852 гг.), К. Маркса (1818-1883 гг.), Э. Дюркгейма (1858-1917 гг.), и М. Вебера (1864-1921 гг.).

О. Кант полагал, что можно изучать поведение людей в политике точно так же, как биология изучает поведение животных. В своей книге «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества» он политическую науку называет социальной физикой, и если она познает государство, то социология – общество. Но главная его заслуга заключается в том, что он сформулировал исходные принципы новой методологии, которую называют позитивизмом. Ее можно применять и в политической науке. Она включает в себя:

- отказ от умозрительных рассуждений об обществе (политике);

- использование при изучении общества и политики общенаучных методов;

- проверка истинности полученного знания с помощью наблюдения и эксперимента;

- практическое использование знания.

Несмотря на резкую критику позитивизма за подражание естественным наукам, сравнения общества и природы и пренебрежение спецификой социального действия, этот подход сохраняет свое значение и в настоящее время.

Практическая направленность была свойственна политическим идеям К. Маркса. Практику (предметную деятельность людей) он рассматривал в качестве исходного и конечного пункта научного исследования. Суть марксизма – материалистическое понимание истории; т. е. выделение материального производства в качестве определяющего фактора ко всем другим составляющим – государства, формам сообщества людей, формам сознания. Маркс все время подчеркивал, что вся деятельность людей протекает в конкретных условиях, среди которых экономические (способ производства – это единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений) являются решающими.

«Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». А вся история человечества представляет собой поле борьбы классов над господством друг над другом. Основой этой борьбы Маркс считал частную собственность на средства производства и обусловленные ею экономическую эксплуатацию человека человеком и общественное неравенство. Марксизм пытался доказать:

1. что существование классов связано лишь с определением историческими фазами развития производства;

2. что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата;

3. что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

В отличие от Маркса Э. Дюркгейм считал, что разделение труда не разделяет, а создает органическую солидарность. Именно солидарность характеризует стабильность любого общества. Предприниматели зависят от наемного работника как источника труда, наемный работник зависит от предпринимателя как источника заработной платы. Классовая борьба – патология в развитии общества. Но общество является реальностью, независимой от индивидуумов. Общество доминирует над индивидуумом и создает его, является источником всех высших ценностей. Такой подход получил определение: «социологизм».

М. Вебер сосредоточил свое внимание на внутренних факторах социального и политического действия. На большом материале он доказывал, что идеи, представления, привычки и ценности людей влияют на характер их общественного поведения не в меньшей степени, чем экономические условия. С его точки зрения, политика – автономная область деятельности, хотя и не отрицал ее зависимости от социальной структуры и экономики. Вебер очень широко трактовал природу и истоки властных отношений, подчеркивая помимо экономических факторов роль и значение «комбинаций обстоятельств» самого разного характера, полагая, что власть является универсальным феноменом, он разработал типологию легитимного, т. е. «признаваемого» господства: харизматическое, традиционное и легальное господство. Он разработал идею об идеальном типе бюрократии, которая наилучшим образом выражает рациональность. Эта классическая теория бюрократии вошла во многие учебники мира. О таком типе бюрократии можно лишь мечтать в современных российских реалиях. Бюрократия в позитивном смысле, у М. Вебера – государственный аппарат управления. Если он состоит из людей честных и неподкупных, если его штаты набираются из специально обученных чиновников, то они будут вести политику объективно, беспристрастно. В основу должен быть заложен принцип – «перед законом все равны». Основной закон бюрократии – честное и безошибочное функционирование, направленное на максимальную эффективность. Чиновники отделены от собственности на средства производства, управленческая профессия считается особой профессией и в управлении господствует принцип безличности.

Именно в конце XIX – начале ХХ вв. политология сформировалась как самостоятельная отрасль обществоведения. Наиболее видными представителями в этот период также были В.Парето (1848 – 1923 гг.), Р. Михельс (1878 – 1936 гг.), Г. Моска (1858 – 1941 гг.).

В дальнейших разделах мы будем говорить об их наследии довольно подробно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: