Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков,
Кафедра гигиены труда и гигиены питания, кафедра эпидемиологии
Учебно-методическое пособие по практике
ПОМОЩНИК ВРАЧА – СПЕЦИАЛИСТА УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА И СПЕЦИАЛИСТА ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ФУНКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА.
для специальности: 060105 «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»
Составитель:
Доцент кафедры коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, к.м.н. Чирцова М.В. |
Иркутск
Учебно-методическое пособие составлен0 в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалист») (утв. Пр. Минобрнауки России от 12 августа 2010 г. N 847)
- Положением о программе практики студентов (ВПО) от 12.10.2011г.
- Положением об учебно-методическом комплексе практики (ВПО) от 03.02.2012г.
Рецензенты:
1. Макаров Олег Александрович, Д.М.Н., профессор
2. Тармаева Инна Юрьевна
УТВЕРЖДЕНА
на заседании кафедры коммунальной гигиены
и гигиены детей и подростков ____ ________ 2013 г. протокол №
Зав.кафедрой д.б.н. проф. Л.П.Игнатьева
УТВЕРЖДЕНА
на заседании кафедры гигиены труда
и гигиены питания ____ _________2013 г. протокол №
Зав. кафедрой д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская
УТВЕРЖДЕНА
на заседании кафедры эпидемиологии ____ _________2013г. протокол №
Зав. кафедрой д.м.н., проф. А.Д.Ботвинкин
УТВЕРЖДЕНА
Председатель ФМС И.О. А.И.Белых
28.04.2013г. протокол № 8 ___________ 20_____ г.
1 Цель практики: формирование у студентовмедико-профилактического факультета навыков и умений в реализации и выполнении основных профессиональных задач и функций, направленных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранение здоровья и оптимизацию условий жизнедеятельности и профессиональной деятельности людей, профилактику заболеваний инфекционной и неинфекционной природы, а также, пропаганду здорового образа жизни и гигиенического воспитания отдельных групп и всего населения в целом.
2 Задачи практики:
· закрепление и углубление теоретических знаний и отработка практических навыков используемых в гигиене для экспертной гигиенической оценки среды обитания человека и установления причинно-следственных связей между здоровьем населения и состоянием окружающей среды.
· изучение организационно-правовых вопросов профессиональной деятельности специалистов Роспотребнадзора и ФБУЗ
· овладение практическими навыками работы с современной исследовательской аппаратурой, вычислительной техникой и научной литературой;
· приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности;
· овладение методами оперативной работы;
· освоение методов разработки и внедрения профилактических мероприятий, освоение методологии оценки риска здоровью людей и управления средой обитания.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести общекультурные и профессиональные компетенции: ПК- 4, ПК-5, ПК -6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-23, ПК-24, ПК-32.
Знать:
1. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №322 от 30.05.2004г.
2. Положение об осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
3. Cтруктуру службы и порядок взаимодействия структурных подразделений.
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
6. Юридические основы применения санкций. Меры административного воздействия. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (КОАП).
7. Вопросы медицинской деонтологии как единство правовых и нравственных норм деятельности специалистов гигиенического профиля, особенности профессиональной деонтологии гигиениста. Применение принципов профессиональной деонтологии при осуществлении надзорных функций. Деонтологические аспекты деятельности гигиенистов в работе с общественностью.
8. Основные принципы планирования деятельности отделений (отделов) по надзору за состоянием среды обитания и условиям проживания человека, питания, условиями труда и радиационной безопасности, воспитания и обучения детей и подростков, эпидемиологическому надзору Управления Роспотребнадзора и отдела экспертиз ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»: этапность, комплексность, перспективное и текущее планирование. Планирование санитарно-гигиенических и бактериологических исследований. Организация контроля за выполнением плана работы. Формы первичной учетной документации.
9. Основные принципы составления отчетов, виды отчетов, документация.
10. Гигиенические методы измерения и оценки вредных и опасных факторов среды обитания, производственной среды и трудового процесса, процесса воспитания и образования. Показатели, характеризующие здоровье населения, в том числе и работающего.
11. Методы для выявления роли профессиональных факторов риска в уровне и структуре заболеваемости работающего населения.
Уметь:
1. Работать с учебной, методической, нормативной и научной литературой, применять нормативно-правовую документацию в практической деятельности.
2. Проводить санитарное обследование жилых и общественных зданий, территорий, промышленных, пищевых предприятий или других объектов коммунального или промышленного профиля с целью установления соответствия размещения их в плане города и архитектурно-планировочных решений гигиеническим нормативам, гигиенической оценки технологии, оборудования и эксплуатации производств санитарным правилам, параметров среды обитания человека, в том числе и производственной среды и трудового процесса – нормативам на каждом рабочем месте.
3. Составлять акты проверок, вести деловую переписку, использовать ПЭВМ в процессе профессиональной деятельности.
4. Оформлять протоколы лабораторных и инструментальных исследований, измерений и экспертные заключения к ним.
5. Составлять предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
6. Составлять протоколы об административных правонарушениях, определять санкции в отношении лиц, нарушивших санитарное законодательство, оформлять постановления об административных правонарушениях.
7. Рассматривать обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и готовить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
8. Проводить работу по гигиеническому воспитанию медицинского и технического персонала подконтрольных объектов, а также населения обслуживаемого района (города).
9. Проводить анализ основных направлений деятельности отделов Управления Роспотребнадзора надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания населения, условиями труда и радиационной безопасности, условиями воспитания и обучения, питания населения, динамика изменений санитарного состояния подконтрольных объектов, число нарушений санитарно-гигиенических норм и правил, устраняемых в установленные сроки в результате деятельности специалистов и т.д.
10. Проводить анализ представленных материалов и документов ФБУЗ для выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.
11. Проводить анализ состояния факторов окружающей среды и их влияние на здоровье населения, направлять в органы государственной власти и местного самоуправления для принятия управленческих решений.
12. Решать вопросы о проведении государственной регистрации, лицензировании (продлении срока действия, приостановление, аннулирование).
13. Готовить формы государственного статистического наблюдения за состоянием окружающей среды и производственной среды и здоровьем населения.
14. Проводить расследования и анализ, разрабатывать профилактические мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний и отравлений.
15. Организовывать и проводить предварительные и периодические медицинские осмотры и правильно реализовывать систему профилактических и противоэпидемических мероприятий.
16. Составлять планы оздоровительных мероприятий в детских коллективах.
17. Разрабатывать программы для проведения тематических обследований, схемы для рейдовых и смотровых обследований.
18. Анализировать показатели физического развития детей.
19. Давать гигиеническую оценку учебно-воспитательным программам, учебникам, книгам, детской и школьной мебели, одежде, игрушкам и т.д.
20. Проводить гигиенический контроль за организацией лечебно-профилактического питания на промышленном предприятии.
21. Оценивать качество пищевых продуктов, энергетическую ценность и нутриентный состав рациона питания.
22. Разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации питания отдельных групп населения и контролю за их выполнением.
23. Расследовать случаи пищевых отравлений
24. Осуществлять контроль за организацией и проведением профилактических медицинских осмотров.
25. Составлять санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.
26. Проводить обследования эпидемических очагов, анализировать и оценивать эпидемиологическую обстановку.
27. Осуществлять эпидемический надзор за отдельными группами и нозологическими формами инфекционных заболеваний.
28. Оценивать потенциальную и фактическую эффективность отдельных противоэпидемических мероприятий и их комплексов.
29. Анализировать качество и эффективность профилактических прививок.
Владеть:
1. Навыками работы с нормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности.
2. Организацией и проведение отбора проб и замеров факторов окружающей среды в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях, предприятиях общественного питания, школах, детских образовательных учреждениях, организациях, занимающихся медицинской деятельностью, на территории жилой застройки и т.д.
3. Методикой анализа результатов плановых и внеплановых обследований.
4. Гигиенической оценкой и составления заключения по результатам проведенных лабораторных и инструментальных исследований.
5. Методами предупреждения воздействия вредных факторов среды обитания, методиками изучения состояния здоровья различных групп населения.
6. Методами разработки профилактических мероприятий и оценки эффективности проведенных мероприятий по улучшению условий проживания, обучения и труда.
7. Методами оценки питания различных групп населения.
8. Техникой взятия смывов с поверхностей мебели, игрушек, посуды и т.д. для бактериологических, серологических и вирусологических исследований.
- Методикой изучения многолетней динамики заболеваемости населения.
- Методикой изучения внутригодовой динамики заболеваемости населения.
- Методикой эпидемиологического обследования эпидемических очагов.
- Методикой расследования эпидемических вспышек.
- Методом оценки эпидемиологической обстановки.
- Методом текущего и ретроспективного анализа.
- Планированием (составление комплексных планов) и реализация профилактических и противоэпидемических мероприятий.
- Методом оценки организации прививочного дела. Качество и эффективность прививок.
- Планированием прививок, формы учета и отчетности.
- Методикой изучения противоэпидемического режима эпидемиологически значимых обьектов.
- Методами забора и доставки материала для бактериологических, серологических и вирусологических исследований.
- Методами дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
- Методикой определения эффективности и качества дезинфекции.
- Основными методами обследования населения на гельминтозы.