Типы семьи

Типы семей по составу: нуклеарная, неполная, полная, расширенная, большая, приемная.

Тип семьи по качеству отношений: благополучная, счастливая, устойчивая, проблемная, конфликтная, социально-неблагополучная, дезорганизованные семьи

Родительское отношение (А.Я.Варга, В.А.Смехов) - триединство: эмоциональное отношение к ребенку, стиль общения с ребенком и особенности его понимания, когнитивное видение ребенка.

Компоненты образа жизни семьи: эмоциональный компонент, когнитивный, поведенческий. Эмоциональный компонент образа жизни семьи включает систему внутрисемейных отношений: супружеских, родительских отношений, детско-родительских отношений, сибсовые - отношения между братьями и сестрами, отношения между членами семьи разных поколений.

Когнитивный - взгляды, представления. верования родителей, ожидания, знания. Поведенческий компонент образа жизни семьи отражает стиль общения, принятый в семье, практика ухода за ребёнком, характер дисциплинарных воздействий.

Параметры родительского поведения: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми, эмоциональная поддержка. Поведение ребенка, его развитие зависит от соотношения этих параметров. Оптимальное условие воспитания - сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Стили родительского воспитания: демократический, попустительский, авторитарный.

Демократический стиль предполагает высокий уровень вербального общения между детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, готовность родителей прийти на помощь, вера в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Авторитарный (контролирующий) стиль: значительное ограничение поведения ребенка, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений

Особенности и условия воспитания детей в разных типах семьи. Ребенок как член семейного коллектива. Особенности взаимоотношений детей в семье. Роль примера и авторитета родителей. Семейные традиции в организации досуга ребенка.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи (Т.В.Антонова)

• Обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения духовных и физических потребностей ребенка в ДОУ и семье

• Учет условий семейного и общественного воспитания воспитателями и родителями

• Уважение личности ребенка родителями и педагогами

• Сохранение единой линии в целях и задачах воспитания и обучения детей в детском саду и семье

ДОУ и семья - равноправные участники педагогического процесса.

Родители - основной социальный заказчик, взаимодействие ДОУ и семьи как равноправных участников педагогического процесса строится на основе запросов семьи

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

• Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей

• Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток, интернет - журналов, сайты ДОУ, переписки по электронной почте.

• Образование родителей: организация «материнской \отцовской школы», «школы для родителей», лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

• Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию родителей в детской исследовательской и проектной деятельности.

Формирование родителей как педагогов. Педагогическая культура родителей. Организация родительской общественности. Сотрудничество детского сада и семьи. Формирование родителей как педагогов. Пропаганда педагогических знаний среди родителей. Педагогическая культура родителей. Организация родительской общественности. Изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: