Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей (Н.Смелзер).
Семья - группа, связанная отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности (С.С.Фролов)
Семья - общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. (Энциклопедический, социологический словарь).
Образ жизни семьи - комплексная характеристика семьи, вбирающая в себя все факторы, детерминирующие детское развитие, как фон, на котором разворачивается социальная ситуация развития ребенка. Устоявшиеся типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности общения, поведения, склада мышления в сферах труда, быта, общественно-политической деятельности и досуга.
Семейное воспитание-это ход последовательной и систематической деятельности рода, членов семьи по передаче детям общественно-исторического опыта, формированию ценностных отношений в подготовке их к жизни и труду. Семейное воспитание помогает осуществлять развитие физических сил, умственных способностей и выработку норм нравственности.
Основные принципы семейного воспитания:
· Целенаправленность
· Культуросообразность
· Гуманизм
· Связь воспитания с жизнью детей и их потребностями
· Единство и согласованность общественного и семейного воспитания
· Учет возможностей и особенностей личности ребенка
· Единство требований и воспитательных позиций
· Включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи
Виды деятельности и функции семьи:
· Воспитательная. Воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близкими взрослыми определяет гармоническое развитие ребенка. С возрастом воспитательная функция семьи изменяется: задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями.
· Хозяйственно-бытовая, экономическая.
· Репродуктивная (продолжение рода).
· Эмоциональной поддержки и принятия. Обеспечивает: чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, психотерапевтическую функцию, формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации.
· Рекреативная (восстановительная). Обеспечивает восстановление нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи.
· Функция духовного общения, коммуникативная. Предполагает духовное взаимообогащение членов семьи: информационный обмен, обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни, общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки, создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи
· Функция первичного социального контроля, социальной регуляции и опеки.
· Сексуально-эротическая функция
· Фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи)
· Создание условий для профессиональной деятельности.