Охранительное направление

Середина 20-х годов XIX в. обозначила резкую грань в истории русского общественного движения. Неудача преобразований Александра I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Царизм, который со времен Петра I вел Россию по пути европеизации, стал рассматривать Европу как источник опасной "революционной заразы", расшатывающей прочные самобытные устои российского государственного порядка.

Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления,— «теорию официальной народности» (название дано историками во второй половине XIX в.). Высокообразованный человек, в молодости — вольнодумец, Уваров задался целью совместить охранительную политику строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром развития русской культуры, по мысли Уварова, должны были служить три взаимосвязанных начала — "православие, самодержавие, народность". Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения.

Именно самодержавная власть, согласно уваровской теории, наиболее глубоко и полно отражала чаяния простого народа. При этом Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Министр народного просвещения полагал, что просвещение и культура, развиваясь в русле "официальной народности", не будут колебать существующего в России порядка, гармонично впишутся в его рамки. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, издававшие газету "Северная пчела". Идеи "официальной народности" нашли отзвук в творчестве плодовитого драматурга Н.В. Кукольника. Идейно обосновывали и подробно разрабатывали правительственную концепцию профессора Московского университета историк М.П. Погодин и филолог, специалист по русской литературе С.П. Шевырев.

Шевырев и Погодин резко противопоставляли Россию "гниющему Западу": Запад сотрясают революции, в России же царит спокойствие. Связано это было, по мнению сторонников официальной идеологии, с благодетельным влиянием самодержавия и крепостного права — попечительная власть самодержца и патриархальная забота помещика о своих крестьянах обеспечивали России социальный мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: