Из складывающейся практики в международном праве и норм, вошедших в Венскую конвенцию 1978 г, правопреемство в отношении договоров решается в зависимости от того, является ли основанием такой договор для правопреемства:
· объединение государств или;
· разделение государств или;
· отделение от него части государства.
Так, при объединении государств международный договор, находящийся в силе в момент правопреемства, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если он и другое государство не договорятся об ином.
При разделении государства - предшественника и образовании на его месте несколько государств-преемников любой его договор, находящийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного государства. Соответственно государства могут договориться об ином.
Регулируя правопреемство в отношении договоров, Венская конвенция (1978 г.) устанавливает, что правопреемство не может иметь место, когда «из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия».
|
|
Исторически известны такие факты (после свершения Великой Французской Революции XVIII века монархии, Национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. аннулируются все союзные и торговые договоры с государствами, с которыми республика находилась в состоянии войны и в тоже время заявлено о важности соблюдения международных договоров. Россия в 1917-1918 гг. провозгласила в отказе от ряда договоров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и «внутреннему строю России». Например, договоры с Польшей, о ее разделе, ввиду противоречия принципу «самоопределения наций». В то же время Россия стала правопреемницей в отношении других договоров. (Соглашения по вопросам защиты жертв войны», Всемирной почтовой Конвенции, Конвекции о сотрудничестве на море и др.)
В Венской Конвенции нашло и такое отражение, «что правопреемство государств, как токовое, не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных договором и относящихся к режиму границы». Это положение отражает незыблемость государственных границ и стабильность, установленного для них режима. Бывшие Республики СССР (СНГ) в значительной мере опирались на нормы международного права. Уже в учредительных актах СНГ: Беловежское Соглашение о создании СНГ от 08.12.1991 г. и Алма-атинский протокол к нему; Декларация от 21.12.1991 г. предусмотрели, что гарантирует выполнение обязательств распавшегося СССР. Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров «в деле стабилизации» сочли необходимым определить общий подход к решению общих вопросов правопреемства в отношении этих договоров (число их превышало 15). Так же были приняты и ряд других документов (договоров, деклараций, меморандумов, соглашений, протоколов) в отношении международных договоров. Из ряда этих положений видно, что урегулирование вопросов правопреемства может вести к трансформации двустороннего в многосторонние договоры и наоборот.
|
|
Так, еще 28.10.1991 г. между Россией, Белоруссией, Украиной, Арменией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией, Киргизией, Молдовой и Западными странами-кредиторами (группа - семи) был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно внешнего долга иностранным кредиторам СССР и его преемства. В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР. Соглашением о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом предусматривала зависимость России и стран СНГ. Доля внешнего долга была погашена в зачет обмена на зарубежную собственность (например, Россия и Туркменистан по состоянию на 01.12.1991 г.; Россия и Украина – 09.12.1994 г. и т.д.)