double arrow

IV. Поэтому вопрос о правопреемстве для всех случаев необходимо рассмотреть отдельно

Случай Порядок правопреемства
1. Правопреемство нового гос-ва, возникшего в результате соц. революции Венские Конвенции 1978 и 1983 гг. этот случай не регламентируют. • Однако в истории немало примеров, когда появившееся в результате революции гос-ва отказывались от правопреемства в отношении заключенных прежним правительством договоров ⇒ напр., Декретом Советского правительства о мире (26.10.1917 ст.ст.) были отменены все положения тайных договоров царской России, носившие аннексионистский и неравноправный характер, в то же время было подтверждено участие в ряде иных договоров (Всемирная почтовая Конвенция, Конвенции Красного Креста) ⇒ Некоторые ученые считают, что в случае соц. революции нового субъекта МП не возникает, а потому вопрос о договорах должен решаться не на основе правил о правопреемстве, а на основе права м/н договоров
2. Правопреемство новых независимых государств, возникших в результате деколонизации В соответствии с Венской Конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa – «чистой доски», т.е. • Новые образовавшиеся независимые государства не связаны договорами, заключенными от имени их народов, бывшими державами-метрополиями(ст.16 Конвенции 1978 г.) • Новое государство имеет право стать участником общих многосторонних договоров без предварительного согласия его остальных их участников • Для двусторонних и ограниченных многосторонних договоров такое согласие требуется
3. Правопреемство при разделении или отделении частей государства Договоры прежнего государства (независимо от того, продолжает ли оно само существовать) сохраняют свою силу и для всех образовавшихся государств-преемников • Исключение из этого правила: (а) если соответствующие гос-ва договорились об ином; (б)когда применение договора после раздела гос-ва несовместимо с целями договора или коренным образом изменяет условия его действия (ст.34 Конвенции 1978 г.) • Исполинов: Любой договор, действительный на момент разделения, действует в отношении каждого из образовавшихся государств, если только они не договорились об ином (например, в случае СССР это договор о сокращении вооружения в европейской части)
4. Правопреемство при объединении гос-в В этом случае м/н договоры между объединившимися гос-вами прекращаются (МП отношения заменяются внутригосударственными) • М/н договоры объединившихся гос-в с третьими странами продолжают оставаться в силе в отношении объединенного гос-ва ⇒ кроме случая, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение данного договора несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменяет условия его действия (ст. 31 Конвенции 1978 г.) ⇒ Любые договоры, действовавшие в каждом из объединяющихся государств, продолжают действовать в отношении правопреемника, если только все участники договора не договорились об ином (Исполинов) • Вообще объединяющиеся гос-ва обычно заранее согласовывают вопрос о судьбе своих прежних договоров. ⇒ Так, например, при объединении ФРГ и ГДР был заключен договор, решающий судьбу договоров, заключенных ГДР, по которому на объединенную Германию (ФРГ) не перешел ряд договоров ГДР с третьими странами (Варшавский 1955 г., «О Дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи» ГДР с СССР 1975 г.) ⇒ А при объединении Йемена было согласовано, что он выполнит все обязательства по договорам стран-предшественников – ЙАР и НДРЙ.
5. Правопреемство при частичных территориальных изменениях государства В этом случае действует принцип подвижности договорных границ. Суть: • М\н договоры гос-ва предшественника утрачивают силу на переданной им территории и на ней начинают действовать м/н договоры гос-ва, к которому эта территория перешла ⇒ кроме случаев, когда применение данных договоров в отношении перешедшей территории несовместимо с их объектом и целями или коренным образом изменяет объем договорных обязательств (ст.15 Конвенции 1978 г.) • Договоры с третьими гос-вами относительно границ переходящей территории остаются в силе • Исполинов: Договоры предшественника теряют силу, и вступают в силу договоры преемника. Правопреемство никогда не затрагивает договоров о границах, а также обязательств в отношении пользования территорией 3-им государством.

Исполинов: В СНГ – вариант, по которому вопросы правопреемства решены по соглашению между государствами-преемниками (Минское соглашение от 8.12.1991 г. – гарантия выполнения м/п обязательств СССР и общий подход по всем договорам).

На момент распада у СССР было более 15000 м/н договоров. РФ стала правопреемником по всем м / п обязательствам СССР (остальные решали этот вопрос сами). РФ придерживалась континуитета (т.е. продолжения всех м/н договоров СССР) для сохранения места постоянного члена Совета Безопасности ООН.

18. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов

Вопрос о правопреемстве государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов также необходимо рассмотреть отдельно для 5 случаев (см. Вопрос 13):

Государственная собственность – это имущество, права и интересы, которые на момент передачи государству-преемнику принадлежат государству-предшественнику (Исполинов)

Государственные архивы - совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством - предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству - предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей (Конвенция 1983 г., ст. 20)

⇒ вопрос о правопреемстве гос. архивов важен, так как в них фиксируются все права на недвижимость

Государственные долги – это финансовые обязательства государства-предшественника по отношению к другим государствам, м/н организациям или иным субъектам МП (Исполинов)

1. Правопреемство нового гос-ва, возникшего в результате соц. революции Венские Конвенции 1978 и 1983 гг. этот случай не регламентируют
2. Правопреемство новых независимых государств, возникших в результате деколонизации 1) правопреемство гос. собственности Общий принцип: гос. собственность переходит к государству – преемнику (ст.15 Конвенции 1983 г.) 2) правопреемство гос. архивов гос. архивы, принадлежавшие зависимой территории в период ее принадлежности метрополии переходят к государству – преемнику (ст.28 Конвенции 1983 г.) 3) правопреемство гос. долга гос. долг метрополии, как правило, не переходит к новому государству (ст.35 Конвенции 1983 г.)
3. Правопреемство при разделении или отделении частей государства   1) правопреемство гос. собственности Исполинов: При распаде государства (когда появляется 2 и более субъекта МП) – собственность переходит вместе с территорией без какой-либо компенсации. Для движимого и недвижимого имущества правовой режим различный. Как при разделении, так и при отделении части гос-ва: а.1) Недвижимая собственность, которая находится на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к гос-ву-преемнику вся целиком а.2) Движимая собственность – переходит к правопреемнику лишь в справедливой доле, с учетом, в частности, вклада этой территории в создание такой собственности Исполинов: Собственность за рубежом делится в «справедливых долях» (вопрос о «справедливости» решается каждый раз индивидуально) Движимость, связанная с деятельностью государства в отношении передаваемой территории, переходит к правопреемнику. Иная движимая собственность делится в «справедливых долях». Эти базовые принципы применяются, если государства не договорились об ином. 2) правопреемство гос. архивов производится в соответствии со спец. нормами Конвенции 1983 г. – а именно ст.ст. 30-31 Конвенции: ✓ в случае отделения части территории гос-ва (если иное не предусмотрено соглашением между гос-вом предшественником и гос-вом преемником): к гос-ву преемнику переходит часть архивов, которая (а) должна находиться на отделяемой территории для нормального управления ей; (б) иная часть архивов, которая имеет непосредственное отношение к отделяемой территории (ст.30 Конвенции) ✓ в случае разделения гос-ва (если соответствующие образуемые гос-ва – преемники не условились иначе) к гос-ву преемнику переходит часть архивов, которая (а) должна находиться на выделяемой территории для нормального управления ей; (б) иная часть архивов, которая имеет непосредственное отношение к выделяемой территории (ст.31 Конвенции) Все иные гос. архивы переходят к гос-вам – преемникам справедливым образом, с учетом всех соответствующих обязательств (ст. 31 Конвенции) Исполинов: У новых государств остается та часть архивов, которая необходима для функционирования новой территории. Другие архивы делятся справедливым образом с учетом всех обстоятельств 3) правопреемство гос. долга гос. долг в случае отделения части территории (разделения гос-ва) тоже переходит к государству-преемнику в справедливой доле, с учетом имущества, прав и интересов, переходящих к государству-преемнику в связи с данным долгом (ст.40-41 Конвенции 1983 г.) Исполинов: Правопреемство никогда не затрагивает прав и обязанностей кредиторов. При разделении государств и отделении если государства не договорились об ином, то долги делятся в справедливых долях с учетом имущества, прав и интересов, переходящих к разделяющимся государствам.
  4. Правопреемство при объединении гос-в   Гос. собственность и архивы объединяющихся государств переходят к объединенному государству, то же происходит и с гос. долгами (ст. 16, 29, 39 Конвенции 1983 г.)
5. Правопреемство при частичных территориальных изменениях государства   • Кафедр. учебник: Все, кроме договоров (см. Вопрос 13), вопросы правопреемства, возникающие при переходе территории от одного государства к другому решаются в соглашении о передаче этой территории (в частности и относительно гос. архивов – это установлено ч.1 ст.27 Конвенции 1983 г.) • В случае отсутствия соглашения между гос-вом предшественником и гос-вом преемником по поводу архивов, гос-ву – преемнику передается та часть гос. архивов, которая (а) должна находиться на передаваемой территории для нормального управления ей; (б) иная часть гос. архивов, имеющая отношение исключительно к передаваемой территории (ч.2 ст. 27 Конвенции 1983 г.) • (Исполинов): Что касается гос. собственности, то при передаче части территории применяются те же правила, что и при разделении (отделении), т.е. а.1) Недвижимая собственность, которая находится на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к гос-ву-преемнику вся целиком а.2) Движимая собственность – переходит к правопреемнику лишь в справедливой доле, с учетом, в частности, вклада этой территории в создание такой собственности Собственность за рубежом делится в «справедливых долях» (вопрос о «справедливости» решается каждый раз индивидуально) Движимость, связанная с деятельностью государства в отношении передаваемой территории, переходит к правопреемнику. Иная движимая собственность делится в «справедливых долях». Эти базовые принципы применяются, если государства не договорились об ином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: