Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Эти интересы не совпадают в своей основе, поскольку у каждого из их носителей свое назначение и вполне определенная общественная роль, без выполнения которой современное общество, основанное на рыночных принципах, существовать не может. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномочен­ных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Правовой базой социального партнерства является законодательство РФ, регулирующее трудовые отношения, положения конвенций и рекомендаций МОТ. В России его основа заложена в Трудовом кодексе (Разд. II. Социальное партнерство в сфере труда), введенном в действие с 1 февраля 2002 г., Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.) и других нормативных правовых документах. Положения данных законов распространяются на организации (предприятия, учреждения) независимо от формы собственности и сферы деятельности.

Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» возложил урегулирование трудовых споров на республиканскую комиссию, созданную в соответствии с Положением о Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1323.

В настоящее время в соответствии с этим Указом Президента создана Служба по разрешению трудовых, деятельность которой регулируется Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (№ 175-ФЗ от 23 ноября 1995 г.), Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 48 «О службе по регулированию коллективных трудовых споров».

Сторонами (участниками) социального партнерства являются наемные работники и работодатели в лице уполномоченных представителей, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей. Из этого следует, что цель социального партнерства применительно к сфере регулирования социально-трудовых отношений - совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего в социальной сфере и производственной деятельности людей.

Основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

- обладание представителями сторон полномочиями;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Данные принципы должны соблюдаться на всех уровнях системы социального партнерства (от федерального до конкретной организации).

Система социального партнерства включает следующие уровни:

- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. предусматривает два вида коллективно-договорных актов: коллективный договор и соглашение. Трудовой кодекс разграничивает понятия коллективного договора и соглашения. В основе такого разграничения лежит принцип уровня договоренности: договоры между работодателями и работниками о регулировании трудовых отношений на уровне предприятия (организации) называются коллективными договорами, а на всех иных уровнях - соглашениями.

Соглашение -правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда; условий и охраны труда; режимов труда и отдыха; развития социального партнерства; иных вопросов, определенных сторонами.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное. Виды соглашений, состав их участников и основное содержание соглашений представлены в таблице 8.

Таблица 8

Виды соглашений, входящих в систему социального партнерства

Вид соглашения Участники, заключающие соглашение Основное содержание соглашения
Генеральное соглашение Заключается на федеральном уровне представителями федеральных органов государственной власти - Правительства РФ; представителями общероссийских объединений работодателей; общероссийским объединением профсоюзов Общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в области осуществления социально-экономической политики; регулирования развития рынка труда и занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, социального страхования, реализации федеральных социально-экономических программ, развития системы социального партнерства и др.
Региональное соглашение Заключается на уровне субъектов РФ представителями правительства субъекта РФ; представителями объединений работодателей субъекта РФ; объединением профсоюзов субъекта РФ То же, но на уровне субъекта РФ
Отраслевое (межотраслевое) соглашение Соответствующие профсоюзы (или иные представительные органы, уполномоченные работниками); представители объединений отраслевых работодателей; Министерство труда и социального развития РФ. Может заключаться на федеральном, региональном и территориальном уровнях Принципы социально-экономической политики отрасли; условия труда в отрасли: заработная плата, трудовые гарантии и льготы, доплаты и компенсации, наем и увольнение, охрана труда, режим труда и отдыха, повышение квалификации, предотвращение трудовых конфликтов, трудовая дисциплина и др.
Территориальное соглашение Представительные органы наемных работников (территориальные советы профсоюзов); объединения работодателей территории; территориальные органы исполнительной власти Условия труда, социальные гарантии, оплата труда, льготы, связанные с работой в специфических природно-климатических и других условиях территории соответствующего муниципального образования

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяется сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет, но он может быть продлен на срок не более трех лет. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для подготовки и заключения отраслевого соглашения формируется отраслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного представительства сторон. При Министерстве здравоохранения и социального развития РФ создана Служба по разрешению трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучения причин возникновения трудовых споров и их устранения.

Коллективный договор -правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При этом представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем. Этот договор является стержнем всей системы коллективно-договорных отношений. Он регулирует трудовые отношения между работниками и работодателем в соответствии с нормами, принятыми в отраслевом, территориальном, генеральном соглашениях, и финансовым положением предприятия.

Представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений либо органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работодателей представляют руководители организаций или иные лица, уполномоченные ими. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступать любая из сторон.

Для ведения коллективных переговоров и разработки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе создают полномочную комиссию, состав которой, сроки, место проведения и повестка дня переговоров устанавливаются сторонами. Стороны, участвующие в переговорах, имеют полную свободу в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора. Проект коллективного договора должен быть обсужден работниками в подразделениях организации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. Доработанный проект коллективного договора утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается представителем работников и работодателем. Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма, система и размер оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; определение рабочего времени и времени отдыха; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; оздоровление и отдых работников и членов их семей; соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы для работников, совмещающих работу с обучением, контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, не действительны.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, указанного в коллективном договоре. По истечении указанного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий коллективный договор. Стороны обязаны ежегодно отчитываться о выполнении коллективного договора на общем собрании (конференции) работников предприятия. Установлена дисциплинарная ответственность в виде штрафа лиц, представляющих работодателя, уклоняющихся от участия в переговорах по изменению, заключению коллективного договора, виновных в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору и т.д.

На первый взгляд может показаться, что работодателю невыгодно заключать коллективный договор, особенно в условиях экономической нестабильности. Однако жизнь опровергает такой подход. В трудной экономической ситуации находятся, как известно, и работодатели, и работники. Пренебрежение интересами последних, отказ работодателя от заключения коллективного договора часто приводит к конфликтам и, в конечном счете, обходится ему значительно дороже.

Кризисные условия, конечно же, усложняют коллективно-договорный процесс. И дело не только в том, что нужно учесть и сбалансировать интересы работников и работодателей в конкретно складывающейся экономической обстановке, благоприятной либо неблагоприятной для хозяйственной деятельности предприятия. Следует учитывать и сугубо организационные проблемы: нередко на предприятиях, особенно в крупных акционерных обществах, действуют не одна, а несколько профсоюзных организаций. Каждая из них может занимать и отстаивать собственную позицию на переговорах с администрацией, что, разумеется, приводит к затягиванию переговоров.

Есть и ряд других проблем. Коллективно-договорная система служит, по сути, защите групповых интересов. Поэтому всегда существует возможность противостояния групповых интересов, с одной стороны, и общественного интереса, защищаемого государством, - с другой. Подобные различия в целях могут приводить к противоречиям между результатами коллективных переговоров и экономической политики государства, особенно в период экономических кризисов, инфляции и роста безработицы.

Будучи идеологическим, социологическим и этическим понятием, социальное партнерство ни в одной стране мира не получило законодательного оформления. Оно не фигурирует в документах и публикациях Международного бюро труда в г. Женеве. Поэтому в МОТ и развитых странах рыночной экономики используют более адекватные термины типа «социальный диалог», «двух- или трехсторонние консультации» субъектов трудовых отношений. Трехсторонние (с участием профсоюзов, работодателей и представителей государственной власти) консультации или переговоры называют трипартизмом. В РФ обычно не делается большого различия между социальным партнерством на двусторонней основе (профсоюзы и предприниматели) и трипартизмом. В западных публикациях на тему трудовых отношений более употребительным термином наряду с «социальным диалогом» является словосочетание «механизм социального партнерства».

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Сущность социально-трудовых отноше­ний. Субъекты социально-трудовых отношений.

3. Какие типы социально-трудовых отношений Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

4. Перечислите факторы, влияющие на формирование социаль­но-трудовых отношений.

5. Что подразумевается под социальным партнерством в сфере труда?

6. На каких принципах базируется социальное партнерство?

7. На каких уровнях функционирует система социального партнерства?

8. В каких формах осуществляется социальное партнерство?

9. В чем состоит отличие соглашений от коллективных договоров?

10. Дайте характеристику существующих видов соглашений, входящих в систему социального партнерства.

11. Что такое коллективный договор, кто его заключает и что яв­ляется его содержанием?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: