Дислексия — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформи-рованностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности.
Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Минимальная мозговая дисфункция — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
|
|
Моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
Персеверация — навязчивое повторение одних и тех же движений.
Сензитивный период — период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей.
Синкинезии — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Сукцессивные функции — последовательные функции.
Функциональная асимметрия полушарий — распределение психических функций между правым и левым полушарием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. М., 1974.
2. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
4. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
5. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук прикоррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.
6. Горбунов Г.Д., Горшкова А.Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.
7. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.
8. Еремеева В.Д. Типы латеральное™ у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии.1989. № 6.
|
|
9. Ермаков /Т.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на/Д., 1988.
10. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1998. № 4.
11. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
13. Матыцин В.П. Готовь руку к школе. Тверь, 1993.
14. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923.
15. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
16. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
17. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977.
18. Фроленкова Т. В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс-минус, 2000. № 7.
19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.