Двухуровневая модель Районно-городская модель
Муниципальный район Городской округ
Сельские (городские)
поселения-
| | | | |
| | | Достоинства: · Осуществление муниципального управления «снизу». Развитие местной инициативы. · Наличие достаточных финансов полномочий для решения местных вопросов · Приближение муниципального управления к общественному самоуправлению. Большая задействованность форм непосредственного волеизъявления граждан · У региональной власти отсутствует собственная территориальная инфраструктура Недостатки · Невозможность горизонтального дисбаланса на местном уровне · Слабый лоббистский потенциал у глав МО · Меньшая возможность создания социальных сетей с федеральными органами государственного управления. · Отсутствие достаточного кадрового потенциала на уровне поселенй для грамотного самостоятельного освоения бюджетных средств · | |
| | | | Достоинства: · Больше экономических и политических ресурсов · Возможность ликвидации горизонтального финансового дисбаланса на местном уровне · Благоприятные условия для формальной или неформальной горизонтальной интеграции муниципальных образований · У региональной власти отсутствует собственная территориальная инфраструктура · Возможность создания социальных сетей с федеральными органами государственного управления. Недостатки · Осуществление местного самоуправления «сверху», путем передачи полномочий на уровень района · Отсутствие соответствующих полномочий на уровне сел и поселков · Сковывание местной инициптивы. Разрыв между общественным самоуправлением и муниципальным управлением | |
| |
Приведенные таблицы показывают, что ФЗ №131 предполагает комбинированную модель муниципального управления. В основе этой модели лежит классическая дилемма муниципального управления, связанная с двумя возможными способами его организации: “сверху” и “снизу”.
Одним из противоречий этой модели является то, что на уровне городского округа не предусматривается самостоятельность входящих в него административных единиц, хотя именно они обладают большей возможностью в сфере финансовой самостоятельности, нежели иные поселения. С другой стороны, в депрессивных регионах у многих поселений практически отсутствует возможность для самостоятельного формирования бюджетов на основе доходов, предусмотренных законодательством.
IV Территориальная организация местного самоуправления в Республике Коми.