Работа над структурой слова при общем недоразвитии речи

Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу над слоговой структурой рекомендуется со слов более простого слогового состава. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме. Уровень гласных звуков.Детям предлагаются следующие задания:- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;- Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;- Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А; Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А. Уровень слогов.Данный вид работы целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующими:- Составление слов из предложенных букв (С Н О - сон, нос). - Нанизывание колец на стержень с одновременным произнесением цепочки слогов.- Сосчитай, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных). - Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.- Повторение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су.- Повторение за логопедом серии слогов со стечением согласных:ста-сто-сту-сты а-ста, а-сто, а-сту, а-сты. и-ста, и-сто, и-сту, и-сты.- Игра «Скажи наоборот»: са-ас, со-ос, тса-аст.- Запись слогов различных типов под диктовку. Уровень слова.При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы;в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу);переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа мама, папа, баба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: